Компания Venturi Automobiles (королевство Монако) прославилась своими прогрессивными разработками автомобилей на электротяге (каждая машина — как особое достижение инженерной мысли). В 2008 году на Парижском автосалоне Venturi представила весьма оригинальный концепт: электрокупе Volage.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
…Venturi Automobiles основана Клодом Пуаро и Жераром Годфро в 1984 году в г. Фонвьей (Монако). Компания проектирует, производит и продает роскошные электромобили. Имеет подразделение Venturi в Северной Америке (г. Колумбус, штат Огайо), которое представляет собой центр исследований и развития, а также дочернюю компанию по производству мотоциклов Voxan.
Первый автомобиль Venturi 300 Atlantique был выпущен 1984 году. Целью его создания было желание представить общественности французский автомобиль Grand Tourismo, способный конкурировать с французской Bugatti, итальянской Ferrari, и немецким Porsche.
Фишка суперкара от Venturi — в конструкторской идее: в концепте отсутствуют и двигатель, и трансмиссия в своем привычном понимании. Volage имеет очень малый вес — 1075 кг. Его кузов представляет собой сэндвич-панели из углепластика и алюминиевых сот, передний и задний подрамники выполнены из авиационной стали. Внутри кузова можно обнаружить только литиево-ионные аккумуляторы фирмы Zebra с жидкостным охлаждением (весом в 350 кг.) и кокпит на двоих.
«Да как эта машина вообще ехать может без силовой установки?» — возникает такой вопрос. И вот ответ: силовая установка — в колесах! В своем уникальном суперкаре Venturi применила ноу-хау компании Michelin — активное колесо или Active Wheel.
Суть Active Wheel в том, что внутрь диска колеса помимо тормозного механизма устанавливается адаптивная подвеска и компактный модуль с двумя электродвигателями — тяговым и поворотным: один для движения, другой для работы подвески.
Основа Active Wheel — легкая алюминиевая рама, соединенная простым жестким рычагом с подрамником кузова. Это соединение подвижно, чтобы колесо могло поворачиваться. Обод закрепляется на плоской дискообразной ступице. Все элементы Active Wheel крепятся к внутренней поверхности рамы. Тормозной механизм представляет собой вращающийся диск и суппорты с электромагнитными актуаторами. Ведущий электродвигатель во время торможения работает в режиме генератора — вырабатывает электроэнергию для питания бортового аккумулятора. Подвеска — стальная пружина и электрические амортизаторы. Управляющий амортизаторами мотор также отвечает за поворот колеса.
Преимущества машин с мотор-колесами перед традиционными авто:
— отсутствие множества сложных и тяжелых передаточных механизмов между двигателем и колесом — сцепления, трансмиссии, приводных валов и дифференциалов;
— отменная динамика: компактные и легкие электрические моторы способны развивать крутящий момент вплоть до 700 Н/м даже на самых низких оборотах;
— чрезвычайная маневренность: все колеса могут вращаться с разной скоростью и в разных направлениях. Машина может развернуться на 360 градусов, припарковаться в самых сложных условиях и моментально адаптироваться к дорожному покрытию;
— значительно упрощена конструкция системы регенерации энергии торможения;
— обеспечение активной безопасности движения — все современные системы типа ABS, ESP, Traction Control, Brake Assist и т. д. воздействуют на каждое отдельное колесо посредством электронного управления.
Недостатки:
— множество механизмов, помещаемых внутрь обода;
— понижающий редуктор должен быть компактным и герметичным — он добавляет килограммы к общей массе колеса. А большая неподрессоренная масса (в смысле — тяжелые колеса) резко снижает комфорт и управляемость, повышает износ подвески и передает дополнительные вибрации на кузов;
— для ремонта таких колес потребуется вмешательство специалистов высокой квалификации. «Переобуться» в обычной шиномонтажной мастерской не получится. А стоимость такой «запаски», скорее всего, будет очень высока, для того, чтобы прикупить себе парочку колес на всякий случай.
Но инженеры Michelin уверяют, что обслуживание, ремонт и замена покрышек на колесах Active Wheel для владельцев не составит труда. Обод колеса вместе с покрышкой задуман съемным. Другое дело, что пока не понятно, как на Active Wheel могут повлиять низкие температуры, грязь и влага.
По факту Volage имеет восемь двигателей: по два в каждом из своих четырех колес. Вес ведущего мотора в модификации системы для этого концепта Venturi составляет всего 7 кг при максимальной мощности 75 л.с. и крутящем моменте 58 Н/м в диапазоне от 0 до 8500 оборотов в минуту. Вся остальная механика внутри активного колеса укладывается в 11 кг.
Электродвигатель одного колеса в данном случае имеет мощность в 55 кВт, что в общей сумме составляет 220 кВт, или около 300 л.с. при максимальном крутящем моменте 232 Нм (0–8500 об/мин). Разработчики подсчитали, что КПД данной силовой установки составляет 90%.
Уникальная конструкция Volage позволяет ему развить скорость от нуля до 100 км/ч примерно за 4.9 секунды. Производителем обнародованы такие данные: разгон от 0 до 50 км/ч — за 2.2 секунды. И тут же указывается, что максимальная скорость, набираемая этим уникальным автомобилем, ограничена отметкой в 150 км/ч. Это связано с экономией энергии заряда аккумуляторных батарей.
Время, которое понадобится для того, чтоб зарядить аккумуляторы до 80 %, составит примерно 4 часа с применением специального бустера на 10 кВт. При обычном режиме зарядки уйдет около 8 часов. Запас хода на полностью заряженных батареях на скорости 90 км/ч достигает 320 км.
Знаменитый французский дизайнер Саша Лакич, имеющий в своих кругах репутацию enfant terrible (хулигана и бунтаря), объяснил внешний вид своего концепта так: «Расположение двигателей в колесах дало мне возможность осуществить весьма специфический дизайн. Я использовал эту технологию для оправдания общего стиля машины, высвобождающееся место, благодаря отсутствию механики, вырезано ветром». Дизайн концепта впечатляет: футуристическая форма кузова с легким намеком на ретроавтомобили Франции довоенных времен выполнена в полном соответствии с законами аэродинамики.
Многие механические узлы сменила электроника: большинство опций и возможностей машины управляются при помощи сенсорного дисплея. Кроме того, появилось множество вариаций настроек. Например, водитель при желании может предпочесть мощности дистанцию пробега, а скорости — дополнительный комфорт.
Инновационный дизайн обеспечивает высокий уровень безопасности для аккумуляторов и идеальное распределение веса — 45 % спереди, 55 % сзади. Volage может легко адаптироваться к различным дорожным покрытиям и стилям вождения. Продвинутая электроника управления, по словам инженеров Michelin, затрачивает всего 0.003 секунды на отклик электрической подвески, что в разы быстрее реакции стандартного гидравлического амортизатора.
Подвеска, характер которой может изменяться за тысячные доли секунды, позволяет больше не искать компромисс между плавностью хода и управляемостью. Одним нажатием на сенсорном дисплее приборной панели можно выбрать подходящий из нескольких режимов жесткости подвески и остроты рулевого управления. Так что Volage прекрасно подойдет всем любителям подчеркнуть свою индивидуальность — уникальная технология Michelin позволяет настраивать автомобиль под желания водителя.
И все же есть один момент… Компания Venturi после представления своего детища не скрывала планы относительно производства. Говорилось, что Volage будет собираться вручную ограниченными партиями — около 10 экземпляров в год, а первые образцы в продажу поступят не ранее 2012 года и, предположительно, стоимость каждого составит около €297 000. И вот на дворе 2014-й, а новостей о Volage все нет и нет…