В сезоне 2014 года основой РСКГ станут классы «Туринг» и «Туринг-Лайт» в статусах Чемпионата России и классы «Супер-продакшн» и «Национальный», в которых разыграют Кубок России. В каждом из них ожидается появление новой техники, о которой рассказали руководители и технические специалисты команд.
В самый быстрый класс «Туринг», по заявлению представителя Российской автомобильной федерации (РАФ) Михаила Бонч-Осмоловского, допускаются не только автомобили с атмосферными моторами объемом 2 литра, но и болиды с 1600-кубовыми турбомоторами, имеющими национальную омологацию. Это значит, что команды могут присмотреться к автомобилям из зарубежных туринговых серий, либо построить такую машину самостоятельно.
В классе «Туринг-Лайт» уже появится новый игрок — автомобиль Kia Rio, доработанный командой «ПСМ — Теам80». Мощность мотора — 180 л.с., секвентальная коробка Sadev, амортизаторы Proflex, тормозные диски AP Racing. Опыт команды и математическое моделирование дают высокие шансы на лидерство в классе.
Болиды из монокубка Lada Granta с минимальными изменениями смогут стартовать в классе «Супер-продакшн». Технически автомобиль остался почти без изменений — у 1600-кубового турбомотора установлен рестриктор меньшего диаметра и снижено давление наддува. Теперь «Гранта» развивает 190 л.с. и весит 1170 кг. По данным производителя «ТМС-Спорт», на сегодняшний день на этих автомобилях планируют выступать около 10 человек, прием заявок продолжается.
В классе «Национальный» ожидается появление простого и надежного седана «Фольксваген Поло» — совместного проекта команды B-Tuning и «Академии Ралли». Мощность автомобиля с оригинальным газораспределительным механизмом достигает 150 л.с., в коробке — стандартные детали, в тестах на автодроме Polo Sedan преодолевает почти в 300 километров без остановок на обслуживание и дозаправку.
Сергей НУЖДИН, руководитель и пилот команды «ПСМ — Теам80» (Kia Rio, класс «Туринг-Лайт»)
Kia Rio производится в России, что позволяет его омологировать по требованиям РАФ. Конструкторские решения, заложенные в серийном автомобиле, дали возможность в спортивной версии получить параметры, близкие к лидеру прошлого сезона — хэтчбеку «Фольксваген Поло». При этом «Рио» отечественного производства будет дешевле и доступнее для клиентов по запчастям. Его можно будет использовать в других дисциплинах: трек, кросс, а с 2015 года — и в ралли. Пилотировать Rio в «Туринг-Лайте» в 2014 году будет Александр Сальников из команды «ПСМ — Теам80».
Автомобиль строим на базе свежей версии Kia Rio (QB). Под класс «Туринг-Лайт», насколько я знаю, готовых решений за рубежом нет. Нам пришлось создавать базовую омологацию A\N, т.к. данный автомобиль не имеет международной. После мы приступили к расширению VR2B под класс «Туринг-лайт». В данный момент базовая омологация находится на проверке в РАФ, как и расширение на установку каркаса безопасности.
Опыт прошлых лет позволил выстроить логику работы с автомобилем. В частности, работа на моторном стенде помогла найти решения по доработке двигателя. Настройки ходовой части тоже не вызывают проблем — костяк команды неизменен с самого начала выступлений в RTCC, и конструкторским отделом наработан огромный опыт в подготовке автомобилей для самых разных дисциплин автоспорта.
Заводской автомобиль куплен в конце декабря 2013 года. За основу взят серийный двигатель объемом 1,6 литра (G4FC). Если сравнивать с вазовским агрегатом, с которым мы долгое время работали, у корейского мотора алюминиевый блок цилиндров (это позволяет улучшить развесовку автомобиля), клапаны большего диаметра, форма каналов ГБЦ и ресивера более правильная, что улучшает наполнение цилиндров. Электронная педаль газа позволит менять настройки реакции на педаль акселератора в зависимости от трассы и погодных условий.
Система управления двигателем — «Корвет М11Е». Это программное обеспечение производится в Санкт-Петербурге, относительно дешево, и при этом дает большие возможности по настройкам и вариантам комплектации двигателя. Для класса «Национальный» мы снимали характеристику двигателя на своем моторном стенде. Мощность составила 150 л.с., крутящий момент — 80 Нм. В спецификации класса «Туринг-Лайт» мощность достигает 180 л.с., пиковый крутящий момент — 200 Нм.
В прошлом году на автомобиле «Калина R2В ТЕАМ80» хорошо себя зарекомендовала секвентальная кулачковая коробка передач Sadev 75. У нас есть опыт работы с ней, имеются подобранные передаточные числа главных пар под российские трассы — ее мы и используем на Kia Rio.
Кузов относительно «калиновского» процентов на 10–15% тяжелее, большей жесткости. Установкой каркаса безопасности мы дополнительно повышаем этот параметр. Схема задней полунезависимой подвески имеет отличия от вазовской в лучшую, с точки зрения управляемости, сторону. Передняя подвеска МакФерсон спроектирована по современным требованиям: на автомобиле есть подрамник с установленным на него рулевым механизмом, что позволяет шире использовать пределы техтребований в части кинематики. Амортизаторы Proflex адаптировали под конкретный автомобиль.
В тормозной системе — передние суппорты «Алкон» и диски AP Racing, задние серийные дисковые тормоза. Регулятор тормозных усилий в заднем контуре. Автомобиль собран на 80%. Первые тесты запланированы на автодроме Kazan Ring в майские праздники.
Игорь ЛУКЬЯНЧИКОВ, технический директор «ТМС-Спорт» (Автомобиль LADA Granta, класс «Супер-продакшн»)
Чтобы автомобили из монокубка LADA Granta соответствовали требованиям класса «Супер-продакшн», нам пришлось дефорсировать их двигатели. Раньше турбомотор объемом 1,6 литра развивал 240 л.с. и 310 Нм. Теперь с установкой рестриктора на впуске диаметром 31 мм (было 32 мм) и снижением давления наддува с 1 бар до 0,7 бар двигатель выдает на стенде 190 л.с. и 280 Нм.
Кроме того, машины стали тяжелее. Если кубковая версия весила 1080 кг, то для участия в классе «Супер-продакшн» массу пришлось увеличить до 1170 кг. В остальном машина не претерпела изменений: двигатель модели ТМС-21126-045, металло-керамическое сцепление диаметром 184 мм, 6-ступенчатая секвентальная коробка передач с кулачковыми муфтами и дифференциалом повышенного трения. Подвески — МакФерсон спереди и полузависимая сзади с регулируемыми амортизаторами. Передние тормозные механизмы с дисками диаметром 330 мм и 4-поршневыми суппортами, задние диаметром 280 мм и двухпоршневыми суппортами; в приводе гидравлический кран на задней оси.
Андрей СЕВАСТЬЯНОВ, руководитель и пилот команды B-Tuning (Автомобиль Volkswagen Polo Sedan, класс «Национальный»)
«Поло-седан» выбран исходя из требований класса «Национальный»: базовый автомобиль должен производиться в России, а эту модель выпускает компания «Фольксваген» на заводе в Калужской области. Сейчас идет оформление омологации на данный автомобиль в РАФ. Уже на первом этапе зрители смогут увидеть минимум 2 машины на стартовой решетке.
Готовых решений нет, нам приходится самим разрабатывать детали ГРМ для обеспечения большей мощности с соблюдением технических требований класса. Опыт черпаем в нашей долгой автоспортивной истории. Благодаря этому в короткие сроки появился автомобиль, способный проехать без остановки для дозаправки или обслуживания дистанцию, в 5.5 раз превышающую условия заездов Чемпионата России! При этом мы ориентируемся на больший ресурс — это важнейший фактор, который может влиять на выбор техники для начинающих автоспортсменов.
На данный момент в автомобиле, проходящем испытания, мощность двигателя составляет 150 л.с. Это немного, но нам очень важно, чтобы машина была надежной и не ломалась от повышенных нагрузок в гоночных режимах. Пока используется система управления двигателем производства MOTEC — на ней отрабатываются параметры программы. Как только будет готова ее окончательная версия, мы будем использовать стандартный блок управления двигателем. По правилам в автомобиле используется синхронизированная коробка переключения передач, собранная из серийных деталей автомобилей Volkswagen.
В подвеске установлены амортизаторы импортного производства с геометрическими размерами, подобранными под меньший дорожный просвет. В ходе испытаний определили необходимую жесткость пружин. Внешние регулировки амортизаторов не предусмотрены: и по сухому, и по мокрому покрытию автомобиль поедет с одной характеристикой подвески. Тормозная система стандартная, только в вакуумном усилителе изменили пружину, чтобы увеличить информативность педали. Колодки гоночные, производства Ferodo Racing.
Сейчас готов один автомобиль, вторая машина в стадии сборки, к началу чемпионата мы соберем третью — все они должны принять участие в Российской серии кольцевых гонок в классе «Национальный». Кроме того, мы планируем участие в соревнованиях любительской серии RHHCC и Кубке Республики Беларусь. Наш график позволяет присутствовать и на 2 этапах Кубка Республики Татарстан, проводимых на трассе Kazan Ring. Мы планируем, что уже в первый год выступлений автомобили примут участие не менее чем в 22 соревнованиях. К осени мы сможем понять интерес зрителей и участников и не исключаем, что при хороших результатах создадим отдельный зачет для таких машин. Или отдельного заезда — при сотрудничестве с представительством марки в России «Фольксваген Груп Рус». Производственные возможности команды «Академия Ралли», на базе которой строятся гоночные Polo Sedan, позволяют уверенно думать об этом, а опыта подготовки и ресурсов у нас хватает.