Самый экстремальный и при этом экологичный концепт-кар Mazda Furai впервые был представлен на суд общественности в декабре 2007 года. Официальный дебют состоялся в 2008 году на Североамериканском международном автосалоне в Детройте. Возглавил работу над проектом Mazda Furai Франц фон Хольцхаузен, главный дизайнер северо-американского подразделения Mazda, который раскрыл идею создания концепта: «Исторически образовался четкий разрыв между гоночными болидами, предназначенными для использования исключительно на специальных трассах, и суперкарами, которые выезжают на дороги общего пользования и имитируют настоящие гонки. Furai намеренно размывает границы, которые традиционно разделяют дорогу и гоночный трек».
Базой концепта Mazda Furai стал гоночный болид Courage C65.
Болид Courage C65 получил признание в ходе двух сезонов гонок на выносливость LMP-2 серии ALMS. Этот автомобиль успешно участвовал в соревнованиях сезона 2005 и 2006 года под управлением команды B-K Motorsports и под флагом MAZDASPEED Motorsports Development. Пилоты команды — Джеми Бах, Гай Космо, Эллиотт Форбс-Робинсон и Рафаэль Матос — привели автомобиль к победе в одной из гонок, а так же к 9-ти финишам в 15-ти гонках ALMS. Команда B-K Motorsports финишировала третьей в общем зачете обоих чемпионатов. Пилотов Баха и Космо признали лучшими дебютантами 2005 года.
Двухместный заднеприводный концепт-кар создан с использованием самых передовых технологий своего времени. Кузов автомобиля изготовлен из углепластика и композитных материалов, снаряженная масса составляет около 1200 кг.
Ширина кузова — около двух метров, длина — около четырех. Высота Furai едва больше метра, а чтобы рассмотреть салон нужно опуститься чуть ли не на четвереньки. Двери выполнены по гильотинному типу и обеспечивают наиболее удобную посадку и высадку.
Внутри Furai установлен уникальный мотор мощностью 450 л. с. — трехсекционный роторно-поршневой двигатель марки 20B. Примечательно, что двигатель работает не на традиционном бензине, а на этаноле E100. Трансмиссия представляет собой 6-скоростную секвентальную коробку передач. Скорости переключаются посредством лепестковых переключателей на руле.
Командная работа и добрые партнерские отношения с ведущими производителями автомобильной индустрии позволили воплотить Furai в наилучшем виде:
— Racing Beat — помощь в создании единственного в мире роторного двигателя с тремя вращающимися поршнями, работающего на этаноле;
— Mother’s Waxes and Polishes — их средства для полировки и чистки помогали автомобилю постоянно выглядеть наилучшим образом;
— Liferacing вместе с фирма AER разработали лепестковый механизм для ручного переключения КПП;
— Brembo работала над тормозными механизмами;
— Sachs и Eibach — разработка пакета амортизаторов и пружин подвески с отличной управляемостью;
— Nippon Paint — разработка лакокрасочного слоя с имитацией «трехфутовой глубины»;
— Castrol — поставка смазочных материалов;
— Kumho — создание уникального рисунка протектора специально для шин Furai;
— BBS — поставка колес из алюминиевого сплава с 14-спицевым рисунком
— Sparco Motor Sports — предоставление ремней безопасности;
— MoTeC — изготовление и настройка системы сбора данных и управления силовым агрегатом.
Максимальная скорость Furai составляет 340 км/ч, разгон от 0 до 100 км/ч составляет всего 3.7 секунды.
Furai в переводе с японского языка означает «звук ветра».
Карбоновые тормоза требуют некоторых навыков вождения, к ним нужно привыкнуть: у них сцепление в 2 раза сильнее, чем у обычных. Это, по отзывам Джеми Баха, быстрая и хорошо сбалансированная машина.
Furai — пятый и последний из линии концепт-каров Mazda Nagare, которые были сделаны компанией Mazda с 2006 года. Внешне автомобиль выглядит как произведение дизайнерского искусства. Форма этого японского автомобиля с точки зрения аэродинамики настолько совершенна, что взгляду, как и воздуху, зацепиться просто не за что.
Кузов Mazda Furai сильно сужается и поднимается в задней части. Кокпит имеет стеклянную крышу-капсулу, наподобие боевого самолета. Правда, салон несколько тесноват для двоих. Внутри кокпит пришлось подвергнуть значительной переработке — в оригинальной гоночной конструкции пространство пассажира занимают различные электронные устройства. Дабы обеспечить комфортное нахождение в суперкаре для двух человек, эти компоненты пришлось перенести в другие места.
Стеклянная крыша сделана несколько шире, чем у болида-прототипа Courage C65, чтобы у пассажира было достаточно места над головой, увеличена ширина кузова на уровне плеч для достижения необходимой обзорности. Рулевое колесо, помимо лепестков переключения передач, снабжено электронным дисплеем.
Интерьер Mazda Furai визуально поделен на зоны пилота и пассажира цветовым решением: черную и красную. Видимо, чтобы даже пассажир получал экстремальное удовольствие.
Концепт в компьютерных играх:
— Mazda Furai появилась в Gran Turismo 5 и Gran Turismo PSP как стандартный автомобиль;
— Mazda Furai в 2008 году лицензировали для Gameloft. Суперкар появился в серии мобильных видеоигр Asphalt 6: Adrenaline и Asphalt 7: Heat;
— в гоночной видеоигре GT Racing: Motor Academy — это самый дорогой автомобиль, Furai стоит 3,500 наличных.
— экосуперкар в Forza Motorsport 3 значится как подгружаемый автомобиль, а в Forza Motorsport 4 — как часть основной игры.
Mazda Furai ошеломляет не только пропорциями, но и своим силуэтом. В конструкции кузова каждая линия определяет улучшение аэродинамических показателей. Основные критерии при создании автомобиля — коэффициент аэродинамического сопротивления, прижимная сила, подъемная сила и общая эстетика.
Боковые поверхности кузова направляют поток воздуха к тормозным механизмам задних колес, масляному радиатору и радиатору охлаждения рабочей жидкости коробки передач. Аэродинамическое оборудование концентрирует воздух, попадающий под переднюю часть автомобиля, внутрь кузова, к радиаторам системы охлаждения двигателя. Диффузор, расположенный под днищем и поднимающийся за кокпитом, увеличивает поток воздуха, проходящего через моторный отсек. Даже на фарах окантовка сделана не для красоты, а является элементом, препятствующим образованию подъемной силы.
Оптимизацию аэродинамических характеристик Furai дизайнеры и инженеры Mazda производили вместе со специалистами компании Swift Engineering. При разработке и постройке суперкара Furai инженеры использовали программное обеспечение Computational Fluid Dynamics (CFD) — оно себя хорошо зарекомендовало в процессе разработок гоночных автомобилей. Исследования показали, что неплохой аэродинамический баланс создают встроенное переднее антикрыло и особые поверхности кузова, так что в большом заднем антикрыле нет необходимости.
Роторный мотор уникален: воздух, необходимый для сгорания рабочей смеси, подается в двигатель модифицированным воздухозаборником Turbo Tongue, который разработан Swift Engineering для гоночных автомобилей Indy car более десятка лет назад. Воздухозаборник слегка возвышается над крышей суперкара, чтобы забирать чистый воздух выше граничного слоя. Mazda совместно с компанией Swift подали заявку на патент.
В связи с всемирным интересом развития альтернативных видов топлива в автомобилестроении для компании Mazda концепт Furai стал первым опытом работы с роторным гоночным двигателем на этаноле. Силовой агрегат Furai настроен на использование этанола (этилового спирта) и смесей этанола с бензином, чтобы снизить потребление углеводородов и выброс газов, вызывающих парниковый эффект.
Этанол вырабатывают из зерновых культур (кукуруза, пшеница, соевые бобы). Кукуруза — основной источник. Высушенные или сырые зерна путем особой переработки преобразуются в этанол. Другие перспективные способы получения возобновляемых заменителей бензина — разнообразные способы обработки целлюлозной биомассы, с использованием отходов сельского хозяйства (сухие стебли кукурузы и сахарного тростника, солома зерновых), а так же отходов промышленного производства (древесные опилки и стружки, целлюлозная пульпа).
Но в 2013 году журналисты Top Gear опубликовали информацию о том, как они сожгли уникальный суперкар. Изображение с остатком сгоревшего автомобиля было опубликовано в анонсе специального выпуска журнала, посвященного 20-летию британского издания.
Оказывается, с момента происшествия инцидента прошло более 5 лет — это было в 2008 году. Журналисты оправдываются: «Иногда нам не везет. Совсем не везет. Настолько не везет, что мы вынуждены годами молчать о случившемся. Именно так было с Mazda Furai...», — и просят прощения за содеянное: «Простите нас, ибо мы согрешили. Мы несем ответственность за безвременную кончину концепт-кара Mazda Furai, и нам безумно жаль. Постарайтесь не слишком сильно ненавидеть нас».
Top Gear — всемирно известная британская телепередача, посвященная автомобилям, выходящая в эфир с 1977 года.
19 августа 2008 года в 11:52 утра. Аэродром Бентуотерс, финальные съемки. Сначала по двухкилометровой полосе на суперкаре промчал Стиг, потом его сменил Билл Томас, который еще час гонял машину под наблюдением механиков, пилота команды Марка Тайсхерста и местного пожарного расчета.
Во время съемки фотограф заметил, что на переключениях передач вниз из выхлопной трубы выбивается небольшой конус синеватого пламени, и решил это запечатлеть — красивый момент для фото. За руль сел Тайсхерст.
Пока фотограф щелкал затвором своей камеры, Тайсхерст начал тормозить и сбрасывать передачи. Вдруг из Furai вместо рева болида послышался странный, нехарактерный звук. И вскоре фотографы вместо выхлопной трубы уже видели языки пламени глубоко в моторном отсеке.
Они бросились догонять суперкар. Тайсхерст не сразу заметил их, но быстро выскочил из авто и едва заглушил мотор, как огонь полыхнул в моторном отсеке. Пожарному расчету из-за бугра на трассе не было видно происходящего. Пока пожарные подъехали, топливный бак уже загорелся. Пожарные потушили горящий автомобиль, но было уже поздно: один из прекраснейших концептов в истории автомобилестроения за 8 минут превратился обугленный каркас. Все, что осталось от Furai, отправили в Калифорнию (Ирвин), где располагается Advanced Design Studio Mazda.
Закончить эту статью хочется словами журналистов Top Gear: «Тогда Mazda не хотела, чтобы о катастрофе узнали. Но сейчас она позволила нам опубликовать статью, которая, надеемся, начнет новую главу в истории Furai. Если какой концепт и заслуживает восстать из пепла, то именно этот».