12 февраля 2012 на международном автомобильном симпозиуме в Бохуме (Германия) компания Lotus совместно с немецким производителем специальной химии Evonik Industries AG представили сверхлегкий электрический спорткар Elise-E.
Небольшой вес, хорошая аэродинамика, фирменная подвеска и приемлемая цена Lotus Elise прекрасно подходит для того, чтобы взять его за основу электромобиля. Разработчики заявляют, что это самый эффективный электромобиль, созданный на базе Lotus Elise. Elise-E от компании Evonik подтверждает, что электромобили, которые используются в качестве городского транспорта, могут входить и в сегмент спортивных авто.
Инженеры химической компании Evonik произвели собственные доработки Lotus Elise и сделали его еще лучше. Основной акцент пришелся на вес автомобиля — применение новейших высокотехнологичных материалов позволило почти вдвое снизить массу по сравнению с «собратьями».
При постройке кузова использовались структурная пена Rohacell, углеродные волокна и эпоксидная смола, произведенная с помощью отвердителя Vestamin. Сэндвич-конструкция Evonik стала на 60–70 % легче стальной конструкции.
Боковые стекла выполнили из оргстекла Plexiglas. Преимущества застекления машины данным материалом — превосходная прозрачность, отличная устойчивость к погодным условиям, приятная акустика и великолепные свойства при раскрое. По сравнению с обычным минеральным стеклом оргстекло позволяет облегчить конструкцию на 40–50 %.
Немалую часть веса «отыграли» специальные легкие шины. Они изготовлены с применением высокоэффективной силики Ultrasil и силана Si 363, производителем которых, собственно, является компания Evonik. Эти шины обладают пониженным сопротивлением качению — приблизительно на 20 %, что ведет к энергосбережению на уровне около 5 %.
Таким образом, общий вес машины составил всего 950 кг.
Силовая установка Evonik Elise-E оснащена электродвигателем мощностью 150 кВт и выдает около 203 л. с. Литий-ионные аккумуляторы с керамическими сепараторами CERIO обеспечивают более высокую теплостойкость батареи. Благодаря этим сепараторам конструкция элементов аккумулятора чрезвычайно компактна и характеризуется высокой плотностью энергии при низком весе. CERIO — сепаратор отличается высокой эффективностью, чрезвычайной тонкостью и при этом термостойкостью. Он надежно отделяет анод от катода и устанавливает новые стандарты для ионно-литиевых элементов аккумулятора с точки зрения стабильности цикла, результата работы и безопасности путем использования дополнительных компонентов.
Имея столь легкий вес и не особо мощный электромотор, Evonik Elise-E разгоняется от 0 до 100 км/ч за 4.4 секунды. Максимально возможная скорость, развиваемая экологически чистым автомобилем, регулируется ограничителем и составляет всего 200 км/ч.
Для автомобилей такого класса, возможно, не самый впечатляющий результат, но и производители стремились не к этому. Клаус Хедрич, руководитель группы автомобилестроения компании Evonik, считает, что главная цель, которую компания преследовала при создании экологичного спорткара, это демонстрация того, чего можно достичь в автомобильной индустрии «благодаря знаниям и опыту в сфере производства специальной химии». А именно — показать возможности современных полимерных материалов в производстве облегчённых кузовов для электромобилей, которые снизят энергопотребление и увеличат протяжённость пути на одном заряде.
Стал ли Evonik Elise-E самым лучшим электромобилем на базе Lotus Elise — сложно сказать, поскольку разработчики не афишируют ни запас хода, ни стоимость своего суперкара. Более того, до сих пор неизвестно, поступит ли сверхлегкий спортивный электрокар в свободную продажу или так и останется демонстрационным образцом высокотехнологичных материалов своего времени в единственном экземпляре.
По крайней мере, разработчикам впервые в истории спортивного автомобилестроения удалось построить электромобиль, который весит менее 1000 кг.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
1) Evonik Elise-E считается самым лёгким из спортивных электрокаров. До недавнего времени таковым считался Tesla Roadster, массой в 1235 кг, представленный общественности в 2011 году.
2) Собрат Evonik Elise-E — электроавтомобиль Lotus Elise — стоит около 300 тысяч долларов и таких моделей запланировано выпустить всего 667 штук.
3) Evonik Industries AG — немецкий концерн, создан 12 сентября 2007 года в результате реструктуризации немецкой группы горнодобывающих и технологических компаний RAG. Штаб-квартира находится в Германии (г. Эссен). Основные отрасли компании: энергетика, производство химических продуктов, недвижимость. На территории Российской Федерации и стран СНГ действует дочерняя компания Evonik Industries — ООО «Эвоник Химия».