В эти выходные стартует новый сезон серии IndyCar. В 2014-м в главном заокеанском формульном чемпионате при поддержке команды SMP Racing впервые будет выступать российский гонщик — Михаил Алешин. Вашему вниманию — вводный экскурс от комментатора IndyCar на российском канале Viasat Sport и автора Dragtimes.ru Сергея Беднарука.
Иногда серию IndyCar называют «американским аналогом Формулы-1», хотя гонки «индикаров» имеют куда более давнюю историю и традиции, чем так называемая Королева автоспорта — впервые эти соревнования прошли более века назад, а нынешний сезон станет в общей сложности уже 103-м по счёту. По сути, это старейшие автомобильные соревнования в мире! Несмотря на то, что большинство этапов IndyСar проходят в США, популярность серии за счет широкого телевизионного освещения и международного состава участников простирается далеко за пределами Америки. Сейчас это один из самых популярных и престижных гоночных чемпионатов планеты.
Гонки проходят на самых разнообразных типах трасс — в календаре присутствуют дорожные автодромы, городские трассы и овалы, где машины несутся колесо в колесо со скоростью далеко за 300 км/ч. Жемчужиной чемпионата является легендарная гонка «500 миль Индианаполиса», которая проводится с 1911 года и наравне с Гран При Монако и «24 часа Ле-Мана» входит в тройку самых престижных и знаменитых кольцевых автомобильных соревнований на планете. Именно она начинается с легендарных слов: «Gentlemen, starts yours engines!» («Джентльмены, заводите ваши моторы!»)
В IndyСar пилоты выступают на идентичных шасси DW12 производства итальянской компании Dallara, но команды используют двигатели двух разных поставщиков — Honda и Chevrolet, что обеспечивает борьбу технологий. Но все же на первом плане — мастерство гонщиков и работа инженеров с настройками машин. Поэтому сражения на трассах в этой серии куда более острые и напряжённые, чем в Формуле-1, а к претендентам на победы можно отнести добрую половину пелотона. Так, в сезоне-2013 победы на этапах праздновали десять разных пилотов.
Главными фаворитами предстоящего сезона являются пилоты двух самых крупных и титулованных команд — Penske и Ganassi. В прошлом году титул выиграл новозеландец Скотт Диксон, выступающий за коллектив Чипа Ганасси. В 2014-м он поборется за свою уже четвертую «корону». Вместе с Диксоном цвета Ganassi будут защищать победитель прошлогодней гонки Indy 500 бразилец Тони Канаан, австралиец Райан Бриско, возвращающийся в серию, и одно из главных открытий прошлого чемпионата американец Чарли Кимбалл.
Penske выставит в новом сезоне три машины: к трехкратному триумфатору Indy 500 бразильцу Элио Кастроневесу и австралийцу Уиллу Пауэру (оба, кстати, трижды были вице-чемпионами, но титул ни разу им еще не покорялся) в 2014-м присоединится знаменитый колумбиец Хуан-Пабло Монтоя, который в 1999-м стал чемпионом Champ Car (так тогда называлась главная американская серия для машин с открытыми колесами), а в 2000-м выиграл Indy 500. Переход бывшего гонщика Формулы-1 из NASCAR — серьезное приобретение для IndyCar. Безусловно, «камбэк» Монти станет одной из самых главных тем предстоящего сезона и привлечет к серии дополнительное внимание.
Бросить вызов двум грандам IndyCar намерена и команда известного в прошлом гонщика Майкла Андретти. Его коллектив тоже выставит четыре машины — причем если Penske и Ganassi в этом году будут выступать с двигателями Chevrolet, то Andretti переходит на Honda. Цвета команды будут защищать продолжатель гоночной династии Андретти, Марко (сын Майкла и внук легендарного Марио), еще один американец, чемпион 2012 года Райан Хантер-Рей, победитель трех гонок прошлого сезона канадец Джеймс Хинчклифф, а также новичок сезона колумбиец Карлос Муньос, ярко дебютировавший в 2013-м в Индианаполисе.
Не исключено, что в спор за титул сможет вмешаться и француз Симон Пажено из команды Schmidt Peterson (она будет использовать моторы Honda) — в прошлом году он выиграл две гонки и стал бронзовым призером первенства. А внимание российских поклонников автоспорта будет приковано к его напарнику — Михаилу Алешину, который станет первым отечественным гонщиком в истории главного формульного первенства Нового света. Для него это логичное развитие карьеры — не имея бюджета для Формулы-1, IndyCar является для россиянина лучшей альтернативой.
В преддверии дебютного сезона москвич, который будет выступать в цветах SMP Racing, провел несколько тестов, в том числе сумел составить первое впечатление об овалах. Команда высоко отзывалась о работе Михаила, хотя на финальных предсезонных тестах, где присутствовали все участники первенства, он похвастать высокими результатами не мог.
Что ждет Алешина за океаном? Впереди у чемпиона Формулы-Renault 3.5 2010 года учебный сезон — новая техника, незнакомые трассы, высокий уровень конкуренции и повышенное внимание американской прессы и болельщиков. Испытание предстоит непростое, но если Михаил его выдержит, у него есть шансы сделать себе имя в IndyCar — многие европейские гонщики становились звездами именно по ту сторону Атлантики. В дебютном сезоне Алешину предстоит побороться за звание лучшего новичка. Его соперниками будут уже упоминавшийся Карлос Муньос и британец Джек Хавксуорт — оба прошли школу «младших» американских серий, поэтому имеют определенное преимущество над нашим гонщиком.
Примечательно, что дебют россиянина в эти выходные состоится на городской трассе в Сент-Питерсберге — городе, основанным эмигрантом из России и названном в честь нашей Северной столицы. Всего же в сезоне-2014 запланировано 15 этапов, три из которых (в Детройте, Хьюстоне и Торонто) будут включать по две гонки. Пять этапов пройдут на уличных трассах, четыре — на автодромах дорожного типа и шесть — на овалах. Помимо Indy 500, в этом году пройдут еще две 500-мильные гонки (в Поконо и Фонанте) — в них будут присуждаться двойные очки (победитель получит 100 баллов вместо 50-ти, как на других этапах). Кстати, если кому-то удастся выиграть все соревнования так называемой «Тройной короны», то этот гонщик заработает один миллион долларов призовых.
Кстати, в Indy 500 состоится возвращение еще одного небезызвестного пилота — чемпион IndyCar 1995 года и Формулы-1 1997 года Жак Вильнев снова выступит в этой легендарной гонке, которую он выиграл 19 лет назад. Канадец выступит за рулем третьей машины команды Schmidt Peterson. Пажено, Вильнев и Алешин на старте «500 миль Индианаполиса» — неплохо звучит, согласитесь!
В России IndyCar будет транслировать телеканал Viasat Sport, который в кабельно-спутниковых сетях доступен и в формате высокой четкости. Первую гонку зрители смогут увидеть в записи (31 марта в 17:00 по московскому времени), но в большинстве случаев планируются прямые трансляции с несколькими повторами на неделе, а кроме того после каждого этапа в эфир будут выходить часовые обзоры. А наш сайт будет держать вас в курсе всех перипетий грядущего сезона IndyCar, который обещает стать интересным.
Календарь серии IndyCar 2014 года
30 марта Сент-Питербсерг (городская)
13 апреля Лонг-Бич (городская)
27 апреля Бабрер (дорожная)
10 мая Индианаполис (дорожная)
25 мая Indy 500 (овал)
31 мая Детройт (городская)
1 июня Детройт (городская)
7 июня Техас (овал)
28 июня Хьюстон (городская)
29 июня Хьюстон (городская)
6 июля Поконо (овал)
12 июля Айова (овал)
19 июля Торонто (городская)
20 июля Торонто (городская)
3 августа Мид-Огайо (дорожная)
17 августа Милуоки (овал)
24 августа Сонома (дорожная)
30 августа Фонтана (овал)