Проехать Пикадилли, свернуть на Бейкер-стрит, скатиться по живописной набережной Темзы. Лондон шестидесятых: широкие улицы, яркая реклама на зданиях, где множеству автомобилей негде припарковаться. Впрочем, ничем не отличается от сегодняшних дней.
Но бывало и по-другому. В конце 60-х одна рисковая компания придумала столь необычный и маленький транспорт, что его хозяин не выходя из салона вкусить чашечку лучшего английского чая прямо на Трафальгарской площади с видом на Вестминстерский дворец. Все потому, что размеры автомобиля не превышали полуметра в длину.
Из расчета «один человек и одна сумка»
Лондонские газеты 1962 года пестрели рекламными фразами: «Если Вы живете в большом городе и вам надоело искать парковочное место, автомобиль Peel P50 от компании Peel Engineering с Острова Мэн именно для Вас», «Посетители Лондонского автосалона удивленно столпились вокруг крохотного одноглазого уродца», «Вам больше не придется стоять в пробках — на маленьком Р50 вы объедете всех легко и непринужденно!». Работы по машине развернулись еще в 1961 году. Peel P50 проектировалась из расчета «один человек и одна сумка».
Нечто среднее между совком и лопатой
Название Peel иронично переводили как нечто среднее между совком и лопатой. С такой машиной и на дачу можно, да только предназначена она для езды в условиях города. Маленький автомобиль с тремя передними передачами, не имел ни одной задней передачи. Оттого приходилось его хозяину выходить и поворачивать машину вручную. Вы себе это представляете? Возьми-ка сейчас хотя бы русскую «Оку» и разверни одной рукой градусов на девяносто. В этом плане Peel P50 была пушинкой. С весом в 59 кг поворот исполнялся даже английскими леди на каблуках. Легкий кузов они одним движением поднимали за одну из сторон бампера.
У Peel P50 были недостатки и были достоинства. Автомобильчик оснащался двухтактным мотоциклетным мотором мощностью 4,2 лошадиные силы и развивал порядка 60 километров в час в зависимости от веса пассажира, ну или водителя...
На поворотах маленький городской Peel накренялся, трещал и шипел, а габариты заставляли водителя с трудом вращать большой рулем и стучаться головой о потолок.
И пусть «милаха» не могла похвастаться модным дизайном и скоростью, размеры ее поражали: 134 см в длину и 99 см в ширину. Вы с легкостью могли поставить Peel у себя дома. Машина отлично вписывалась в интерьер, а внутри нее можно было с удовольствием выпить чашечку кофе. Отличный вариант для креативного свидания.
Но самое шикарное в самом маленьком автомобиле в мире — возможность запросто припарковаться у любой скамейки в парке и неторопливо выкурить сигару, читая лондонские новости.
«Наземный вариант летающего блюдца»
Что касается внешности Peel, она не вызывала бурных эмоций. Именно поэтому продажи были не столь высоки. Любителям скорости автомобиль не мог понравиться и вовсе, ведь на ней нельзя было превысить 64 км/ч. Хотя, это даже к лучшему, ведь с тремя колесами так легко перевернуться.
Невероятная теснота, духота, шум, сильная вибрация отпугивали многих клиентов, кто хотел приобрести автомобиль подешевле, но не был готов расстаться с комфортом. Экономных она тоже заставляла задуматься — расход у лондонской «милахи 60-х» был по тем временам нескромным — 2,5 л на 100 км.
В период с 1962 по 1965 компания выпустила всего сотню Peel P50. Никто не хотел ездить на пускай и дешевом, но несерьезном автомобильчике, который вызывал улыбки прохожих и других водителей. Было продано всего 50 машин.
Однако компания Peel Engineering, наперекор всем маркетинговым законам, в 1964 году выпустила преемника Peel P50 — двухместный Peel Trident, который часто называли «наземным вариантом летающего блюдца». Trident постигла судьба «старшего брата» — было выпущено 82 экземпляра по цене 190 фунтов стерлингов, после чего проект был окончательно закрыт.
Сейчас эти малютки являются дорогими коллекционными экземплярами, стоимостью 12 500 фунтов. Купить их можно прямо на сайте компании. А вот первые экземпляры Peel P50, коих в живых осталось только двадцать из пятидесяти, стоят и того дороже — от 50 до 100 тыс. английских фунтов.
Известность к самой маленькой машине мира пришла в 2007 году, когда Джереми Кларксон, один из ведущих популярного телешоу «TopGear», попытал счастье прокатиться на этой машине по дорогам Лондона.
Вот, что потом писали в знаменитом журнале: «28 октября 2007 года P50 был представлен в программе Top Gear, в ходе которой ведущий Джереми Кларксон проехал через центр Лондона на работу. Кларксон, рост которого составляет 196 сантиметров, продемонстрировал что это возможно, хотя и трудно. Прибыв в офис BBC, он проехал через автостоянку между столбиков ограждения к фасаду здания, после чего приподнял P50 за заднюю часть и закатил в офисные помещения. Затем он проехал в P50 по коридорам здания на совещание, которое он провёл внутри P50. После совещания, выехав на улицу, Кларксон заключил, что если бы у этого автомобиля была задняя передача: …это был бы венец средства индивидуального передвижения».
Такой успех если приходит, то навсегда. Peel P50 занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый маленький автомобиль в мире.
Прием заявок открыт!
Сейчас найти Peel P50 можно в экспозиции Национального автомобильного музея, Бьюли. Немногие сохранившейся экземпляры Peel P50 практически не появляются на аукционах, поэтому нет никакой статистики по сегодняшней стоимости. Маленькое утешение для желающих купить подобное чудо: реплики (копии) делает англичанин Энди Картер (Andy Carter). Он предлагает их по цене 9 000 фунтов, примерно 13 300 Евро.
Но, по сообщениям портала Autoblog, компания Peel Engineering планирует возродить самые маленькие трехколесные автомобили в мире — Peel P50 и Peel Trident. Машины будут выпущены ограниченной серией в общем количестве 50 штук по цене £ 14 999.
На автомобили будет устанавливаться электромотор (вместо двигателя от мотороллера, как это было в оригинальной машине). Характеристики пока не раскрываются.
Peel Engineering на своем сайте уже начала прием заявок на P50 и Trident. Для того чтобы «забронировать» автомобиль, необходимо внести депозит в размере 499 фунтов стерлингов.
В 2010 году производство Peel P50 было возобновлено, в электрической версии с максимальной скоростью 16 км / ч. Производство находится в неизвестном месте в северной Англии.
Посмотрим, может быть, в XXI веке среди современных пробок самый маленький автомобиль в мире станет еще и самым необходимым.