Что может еще так будоражить умы людей всех возрастов помимо приключений супергероев? Правильно, автомобили супергероев!
Одним из самых ярких персонажей всех времен и народов считается умный и изворотливый английский шпион Джеймс Бонд или агент 007, который вдохновляет режиссеров снимать и снимать фильмы о его приключениях. А любители автомобилей не могут не отметить, что с каждой экранизацией у суперагента появляются не только все более красивые девушки, но и все более шикарные машины. За период с 1962 года по 2012-й у мистера Бонда в распоряжении побывал целый автопарк из 18-ти суперкаров.
Начнем с автомобиля, который самым первым оказался под управлением авантюриста из британской разведки. Это Sunbeam Alpine Convertible модели 1961 года из первого же фильма о Джеймсе Бонде под названием «Доктор Ноу», который вышел на экраны в 1962 году.
Конечно, обозначения «машина Бонда» тогда еще не существовало. Sunbeam Alpine Convertible не был каким-то фирменным автомобилем британского суперагента и использовался исключительно в качестве средства передвижения. Тем не менее, статус первого шпионского авто по праву принадлежит этому кабриолету. Автомобиль прекрасно спасает жизнь главному герою фильма, когда его преследуют люди Доктора Ноу, несмотря на отсутствие шпионских приборов и конструкций с неожиданными функциями.
В фильме автомобилю уделяется немного времени. Машина появляется в сцене погони, которая достаточно скучна — кинокритики называют ее хрестоматийной, поскольку в ней вообще не используется каких-либо сложных спецэффектов. Но благодаря таланту Шона Коннери, первого актера, исполняющего роль суперагента, «унылый проезд по грунтовому серпантину», как часто определяют эту сцену, — превратился в одну из самых упоминаемых погонь в мировом кинематографе.
Даже для своего времени дизайн Sunbeam Alpine Convertible сложно назвать выдающимся: длинный и широкий, с резкими «плавниками», выходящими за пределы корпуса, сильно покатый задний капот, а при сложенном верхе кабриолет и вовсе похож на пикап. Некоторым автолюбителям Sunbeam внешне очень сильно напоминает Ford Thunderbird, своего современника американского производства.
Sunbeam Alpine Convertible относится ко второй серии выпуска — это 2-дверный и 2-местный родстер со складной крышей и шасси на несущем кузове. При колесной базе в 2184 мм Sunbeam Alpine имел длину 3,937 мм и ширину 1549-мм. Мотор — увеличенный по сравнению с предыдущей моделью, 4-цилиндровый верхнеклапанный, объемом 1592 см³ и мощностью в 82 лошадиные силы. Оснащено авто 4-ступенчатой механической коробкой передач и дисковыми (спереди) и барабанными (сзади) тормозами, а так же независимой подвеской на винтовых пружинах спереди и зависимой рессорной — сзади.
Несмотря на меньшую, чем у конкурентов мощность, Alpine обладал прекрасной отделкой и оборудованием, отличался плавностью хода, курсовой устойчивостью и приятным характером. При своих характеристиках от 0 до 60 миль/ час, что почти эквивалентно привычным россиянам 100 км/ч — 97 км/ч, автомобиль супергероя разгонялся за 13,6 секунды, максимальная возможная скорость достигала 158 км/ч.
Стоил автомобиль в те времена 1031 британских фунтов — это около $2700 или 3000 рублей образца 1961 года. Для сравнения: это примерно на 800 рублей дороже аналогичного года выпуска «Москвича-407» и более чем на 2000 рублей дешевле 21-й «Волги».
Приобретение такого авто для киноленты влетело бы в копеечку: бюджет первого фильма о Бонде был настолько ограничен, что голубой Sunbeam Alpine 1961 года просто арендовали у одной из прокатных фирм.
История Sunbeam Alpine
В 1899 г. компания Джона Марстона (John Marston) из Вулвэрхэмптона, в 90-х гг. XIX века занимавшаяся изготовлением велосипедов, построила прототипы автомобилей Sunbeam. В 1909 г. в компанию пришел конструктор Луис Коатален (Louis Coatalen), который создал первые гоночные автомобили Sunbeam. Далее марка постоянно перепродавалась.
В 1920 г. компания вступила в англо-французскую группу Sunbeam-Talbot-Darracq (STD), что поспособствовало быстрому прогрессу Sunbeam. Под пилотированием Генри Сигрэйва (Henry Segrave) автомобиль Sunbeam выиграл Гран-при Франции в 1923 г. и Гран-при Испании в 1924 г. Создание следующих моделей потребовало больших затрат, кредиты погасить не удалось и через 10 лет — STD потерпела финансовый крах.
В 1935 г. компании Sunbeam и Talbot приобрела группа Rootes, которая прекратила выпуск прежних моделей. В 1938 г. появилась первая серия автомобилей Sunbeam-Talbot, созданная конструкторами Rootes — модели Hillman и Humber.
В 1954 г. из названия компании исчезла марка Talbot. В начале 50-х гг. появились седан модели 90 и Alpine, затем — купе Rapier на базе модели Hillman Minx и небольшие 2-местный спортивный автомобиль Alpine, на котором использовалась укороченная ходовая часть Minx. После был создан спортивный Tiger с двигателем V8 от Ford и кузовом Alpine.
В 50-60-е гг. машины марки Sunbeam отлично выступали в ралли и в гонках на выносливость. В 1955 году на автомобиле марки Sunbeam была одержана победа на ралли в Монте-Карло. Для нового спортивного автомобиля на Rootes решили использовать двигатель и коробку передач от Rapier, а платформу с короткой колесной базой от Hillman Husky, установив на нее модный в те времена 2-местный открытый кузов с «плавниками» — так появился Sunbeam Alpine. В таком варианте эта машина с 1,5-литровым мотором была более скоростной и привлекательной, чем прежний Alpine с 2,3-литровым мотором (1953–55 г.).
В конце 60-х гг. группу Rootes приобрел концерн Chrysler, выпускавший под маркой Sunbeam элитарный ряд семейных автомобилей Hillman-Chrysler и заднемоторное спортивное купе Sunbeam Stiletto на базе модели Hillman Imp. Так Sunbeam из марки превратилась в модель автомобиля — это был 3-дверный хэтчбек на базе Hillman-Chrysler Avenger.
К концу 70-х гг. компания перешла к французской Peugeot, которая возродила марку Talbot. Модель Talbot Sunbeam-Lotus выиграла в 1981 г. мировой чемпионат по ралли в зачете марок. Тогда же были выпущены последние автомобили Sunbeam-Talbot, хотя чистокровные машины Sunbeam модели Rapier были сняты с производства еще в 1976 г.
Это интересно
Серийное производство Alpine началось в 1959 г. и продолжалось до 1975 года. Первые модели Sunbeam Alpine собирались вручную, за два первых года было выпущено 1582 экземпляра.
Инженер Кен Хoуис (Ken Howes), создавший внешний вид Sunbeam Alpine, до того, как пришел в «Руте групп», много лет работал с компанией Ford. Этим и объясняется внешняя схожесть Alpine с Ford Thunderbird.
Alpine стал последним спортивным 2-местным автомобилем с открытым кузовом производства Rootes-Chrysler. Всего было выпущено 11904 автомобиля Series I, 19956 экземпляров —Series II, 5863 экземпляра — Series III, 12406 экземпляров — Series IV и 19122 экземпляра — Series V. Тем не менее, руководство Chrysler утверждало, что модель Alpine не была прибыльной.