Гибридные автомобили с каждым годом становятся все популярнее. В концерне Jaguar-Land Rover предполагают, что в крупнейших городах мира в будущем создадут специальные экологические зоны, в которых передвигаться можно будет только на электромобилях.
В июне 2012 года концерн Jaguar-Land Rover раскрыл свои планы в области гибридных моторов, когда на фестивале скорости в Гудвуде состоялась мировая премьера предсерийной версии с гибридной силовой установкой — седана Jaguar XJ-e. Jaguar XJ выпускается с конца 60-х гг., но последняя его модификация отличается от прошлых поколений смелым революционным дизайном.
В Великобритании давно заботятся об экологии и считают электрический транспорт очень перспективным. Разработки экологичных технологий в компаниях Jaguar и Lotus проходят при финансовой поддержке правительственного Совета технологической стратегии по проекту REEVolution. REEV — это сокращение от Range Extended Electric Vehicles (электрический автомобиль с увеличенной дальностью поездки). Модель Jaguar XJ-e тоже получила частичное финансирование через проект REEVolution.
Боб Джойс, главный инженер Jaguar, заявил, что гибридом Jaguar XJ-e компания показала, что, не жертвуя производительностью, можно достичь минимального показателя вредных выбросов: менее 75 г/км. Это на 70 % экологичнее по сравнению со стандартной версией Jaguar XJ.
В XJ-e использовали технологию plug-in hybrid: параллельная гибридная система plug-in hybrid research vehicle (PHEV) работает вместе с турбированным бензиновым 2-литровым двигателем (известным многим по Evoque) с прямым впрыском. Новый двигатель пришел на смену стандартному 5-литровому V8 модели XJ.
Гибридная система состоит из электродвигателя мощностью 69 кВт (92 л.с.) и литий-ионных батарей, емкостью 12.8 кВт/ч. Суммарная мощность силовой установки — от 329 до 340 л.с. Для сравнения, серийный XJ с новым 3-литровым компрессорным V6 развивает такую же мощность, но показатели экономичности — втрое хуже.
Мощность двигателей XJ-е передается на колеса через 8-ступенчатый автомат. От 0 до 100 км/ч гибрид разгоняется за 6.5 секунд, максимальная скорость ограничена электроникой на отметке в 250 км/ч. В смешанном режиме XJ-e расходует всего 3.2 л топлива на 100 км пути.
Кузов гибридного автомобиля, как и серийного XJ, выполнен полностью из алюминия. Пневматическая подвеска и системы Adaptive Dynamics (защита от дорожных неровностей), система Active Differential Control (активное управление блокировкой дифференциала) подарили этой модели хорошую управляемость и динамику. Можно выбрать режим работы только на бензине или комбинированный. Внедренная интеллектуальная система самостоятельно выбирает наиболее эффективный и опциональный режим работы.
Зарядка батарей от сети (220 В) занимает 4 часа. Люксовый гибрид на одной электроэнергии способен преодолеть около 40 км с максимальной скоростью 120 км/ч. Если в работу включится ДВС, а бензобак будет заправлен полностью, то запас хода увеличится до 1092 километров.
Точные сроки запуска XJ-e Plug-in Hybrid в серийное производство и предположительную стоимость гибрида компания Jaguar не называет.
ПРЕМИЯ
На ежегодном соревновании RAC Future Car Challenge в ноябре 2012 года экспериментальный гибридный Jaguar XJ-e удостоился премий «Самый энергоэффективный автомобиль премиум-класса» и «Лучшая группа разработчиков» и заняли первое место в своем классе. Это одно из самых зрелищных мероприятий в мире британского автопрома проходит под эгидой Королевского автомобильного клуба.
Компания выставила на соревнования три гибридных концепт-кара Jaguar XJ-e PHEV. На трассе Лондон-Брайтон протяженностью 63 мили (101 км) они использовали всего лишь 1.2 л бензина и 11 кВт/ч. электроэнергии, что соответствует показателю в 2.1 л/100 км.
Пит Ричингс, главный инженер-разработчик гибридов Jaguar, говорил, что автомобили XJ-e стали настоящей наградой для всей инженерной команды, поскольку превзошли все ожидания и показали себя безупречно.
ТО, РАДИ ЧЕГО
Jaguar является лидером британской экономики по объему инвестиций в экологичные технологии в автомобильной промышленности. Компания сотрудничает с научным сообществом, поставщиками и другими автопроизводителями в рамках правительственных совещаний, расширяя сферу распространения гибридных двигателей и включая в нее автомобили класса «люкс». Экспериментальные автомобили, такие как гибрид XJ-e, являются ключевым звеном глобальной стратегии Jaguar по снижению уровня выбросов углекислого газа в атмосферу.
КСТАТИ
Jaguar XJ-e — не единственный электрокар от Jaguar Land Rover. Новый проект получил название Evoque-e и стартовал в октябре 2013 года.