Jaguar ХК120: легенда, собранная на коленке

Настоящая сенсация произошла на Лондонском мотор-шоу 1948 года. Ничего особенного событие не предвещало. Многочисленность скептиков зашкаливала, на каждом углу слышны были сомнения в том, что британцам в короткие сроки удастся создать нечто качественно новое. Однако…

Настоящая сенсация произошла на Лондонском мотор-шоу 1948 года. Ничего особенного событие не предвещало. Многочисленность скептиков зашкаливала, на каждом углу слышны были сомнения в том, что британцам в короткие сроки удастся создать нечто качественно новое. Однако…

Действительно, послевоенная Великобритания восстанавливала экономику, и времена не давали оснований надеяться на яркие премьеры. Однако именно на Лондонском мотор-шоу был показан один из красивейших английских автомобилей XX столетия — Jaguar ХК120.

Собственные модели компания Jaguar начала собирать в начале 1930-х годов. До этого фирма занималась постройкой спортивных кузовов и доводкой двигателей для машин других английских фирм. К концу 1940-х компания Jaguar утвердились на рынке как производитель спорткаров, использовавших в качестве силового агрегата модифицированные моторы фирмы Standard.

Сначала британцы представили миру Jaguar SS. Это был быстрый и спортивный автомобиль, с форсированным мотором Standard мощностью в 103 л. с., ставший легендой своего времени. Затем публике представили Jaguar ХК100 — более дешевую версию Jaguar XK120. Для удешевления стоимости было решено покопаться в моторе, но увы, это занятие оказалось настолько материально затратным, что оставалось закинуть эту идею далеко на полку и продавать дорогой шестицилиндровый Jaguar XK120 как горячие пирожки.

Jaguar Cars Ltd зарекомендовал себя в мире как элитный производитель спорткаров, поэтому несмотря на тяжелое послевоенное время, нехватку металлов и энергоресурсов, двойной налог государства на автомобили, этот бренд был намерен и дальше выпускать спорткары, ведь богатые люди в мире еще остались.

Разработка двигателя для спортивного автомобиля Jaguar XK120 началась еще во время Второй мировой. В годы войны компания преуспела благодаря авиастроительным контрактам, что даже позволило ей выкупить у фирмы Standard производственное оборудование для выпуска шестицилиндровых моторов рабочим объемом 2,7 и 3,5 л. Но основатель Jaguar Уильям Лайонс отлично понимал, что заимствование чужих агрегатов — путь тупиковый. Еще в годы войны инженеры компании пробовали создать первый собственный мотор. Экспериментальные образцы маркировались буквой «Х», вторая шедшая после нее литера (они добавлялись в алфавитном порядке) обозначала очередную конструкцию: «ХА», «ХВ» и т. д. Было испробовано множество схем: четырех- и шестицилиндровых, с нижними клапанами, верхним распредвалом, пока на одиннадцатой букве не стало понятно, что мотор, получивший обозначение «ХК», — и есть искомое.

Рядный 6-цилиндровый двигатель с двумя верхними распредвалами и полусферическими камерами сгорания оказался настолько хорош, что с постепенной модернизацией продержался на конвейере вплоть до 1986 года. Он сочетал в себе множество отличных качеств: уравновешенность, великолепные для своего времени мощностные параметры (первый образец при рабочем объеме 3,5 л развивал 160 л. с.), способность выдавать максимальную тягу уже на 2500 об/мин и в то же время спокойно раскручиваться до 6500 оборотов. Правда, под двигатель требовалось еще построить и соответствующий автомобиль.

И такой автомобиль был создан. Его назвали Jaguar ХК120 — также как и мотор, с указанием расчетной скорости в милях (около 200 км/ч). Для конца 1940-х это был просто фантастический показатель, более скоростного серийного автомобиля тогда еще не существовало.

Поначалу объем выпуска спортивных Jaguar XK120 был весьма скромен. За первые два года с конвейера сошло всего 240 автомобилей. Дело в том, что изготавливались они целиком вручную. Алюминиевые панели кузова, которые крепились на объемной раме из ясеня, выколачивались заводскими умельцами в прямом смысле слова на коленке. Для выставки 1948 года на скорую руку под двигатель собрали автомобиль из дерева и алюминия, который был очень тепло воспринят публикой, но, увы, он не был рассчитан на большую серию.

Чтобы увеличить продажи, новинку начали сразу же задействовать в разных гонках. В период подготовки серийного производства интерес публики привлек рекордный заезд ХК-120 на бельгийской трассе в Яббеке, где он развил скорость 214 км/ч. Победила эта машина и в часовой гонке в Сильверстоуне.

Спортивная карьера Jaguar была такой же стремительной, как и его популярность. В 1950 году на гонке «24-часа Ле-Мана» выступили сразу три автомобиля Jaguar XK120. К финишу с победой не добралась ни один из них, но проблемы были замечены и исправлены. Jaguar XK120 совершенствовался...

В 1951 году в свет вышел XK120 — C-Type. Автомобиль оснащался жесткой крышей и предназначался для длительных путешествий, хотя на родстере это было очень проблематичным. Jaguar справился с задачей, а доказательством стала победа на гонке Ле-Ман 1951.

В 1953 году появляется XK120 — D-Type, который выиграл множество гонок. Легендарные дисковые тормоза впервые нашли свое применение именно на D-Type. Среди самых значимых достижений этой модели была победа в австралийской 24-часовой гонке, состоявшейся 31 января 1953 года.

Год спустя инженер Норман Девис разработал специальный вариант ХК-120 с облегченным кузовом и полукруглым куполом над местом гонщика, что позволило достичь 227 км/ч. Тогда Jaguar'у досталось первое место на этапе американской гоночной серии NASCAR, занятое 13 июня 1954 года. Кстати, об этом факте мало кто знает, но именно Jaguar стал первой иностранной маркой, принявшей участие и победившей в наскаровской гонке.

Осенью 1954 года, после того, как было изготовлено более 12 тысяч экземпляров ХК-120, его заменил новый ХК-140 с более мощным мотором в 210 л. с. 

Выпускался Jaguar XK120 всего несколько лет — с 1949 по 1953. Но он стал самым быстрым и самым красивым автомобилем своего времени. Существовало три его модификации: родстер (ОНС), купе (FHC) и кабриолет (DHC). Между собой они различались только типом кузова. С технической точки зрения все версии были идентичны. Передняя подвеска — пружинная независимая, а сзади стоял жесткий мост на продольных рессорах. Двигатель тоже только один — 3,4-литровая рядная «шестерка», выдававшая около 160 сил. Такая мощность позволила ХК120 стать на то время самым быстрым серийным автомобилем в мире. Его максимальная скорость составляла более 190 км/ч. А облегченная спортивная версия (со снятым или уменьшенным лобовым стеклом) могла ехать еще быстрее.

Внешний вид этого автомобиля, как и его внутренняя начинка, были очень интересны. Некоторые утверждают, что он отчасти напоминал BMW 328 Mille Miglia (некоторые сходства, конечно, есть), но все же смотрится он совершенно иначе. На фоне автомобилей конца 1940-х с вертикальными радиаторами и отдельно расположенными крыльями, изящный, приземистый ХК120 выглядел просто ошеломляюще. Конечно, в Англии такой автомобиль мало кто мог себе позволить. Но у Jaguar в рукаве оказался неожиданный козырь — американский рынок. Вернувшиеся из Европы янки завезли в Штаты моду на европейские машины, главным образом, английские и спортивные. А Jaguar и прежде, хоть и в скромных количествах, но продавался в США. Конкурентов у ХК120 практически не было. Первый американский автомобиль подобного рода Chevrolet Corvette появился только в 1953 году, а другие английские машины были гораздо скромнее Jaguar. Итальянцы не имели возможности соперничать с британцами в цене и объемах производства, а немцы только начинали приходить в себя после поражения в войне.

Новая модель понравилась американцам настолько, что вскоре около 80% всех выпущенных XK120 продавались в США. Выпустив 240 машин к 1950 году, прежний кузов из дерева и алюминия заменили стальным, более подходящим для массового производства. На следующий год компанию родстеру составило купе, а в 1953-м в гамму добавился кабриолет, в котором вместо неудобных пристяжных фартуков дверей были привычные рамки со стеклами. Всего до 1954 года было выпущено 12 078 машин. Спортивные автомобили навсегда утвердились в модельном ряде компании, оттеснив на второй план слишком консервативные на тот момент седаны.

Но с началом экспансии на американский рынок вскрылись и многочисленные недостатки, на которые англичане, привыкшие к спартанской простоте спортивных машин, просто не обращали внимания. Несмотря на регулируемую по вылету рулевую колонку, кокпит Jaguar'а был слишком тесен, коробка передач предлагалась только механическая, тяжелый руль требовал слишком больших усилий при маневрировании, а небольшие изящные бамперы не выдерживали ударов массивных американских машин.

Все это привело к тому, что в 1954 году была выпущена гораздо более комфортабельная модель ХК140, изначально нацеленная на американский рынок. Многое в автомобиле сделали заново — даже двигатель и моторный щит перенесли чуть вперед, чтобы расширить пространство для ног в кокпите. Немного была отодвинута назад и стенка, разделяющая салон и багажник, что позволило поставить два небольших детских сиденья в версии купе. Стало заметно легче рулевое управление: в нем задействовали реечный механизм, древние амортизаторы рычажного типа заменили современными телескопическими. Ну и, конечно, в списке опций появилась автоматическая коробка передач, которую рьяно требовали американцы. С той поры «автомат» постепенно начал занимать главенствующее положение среди ягуаровских трансмиссий, вытесняя спортивный дух машин на второй план.

Британцы доказали, что делать спортивные и комфортные машины они умеют не в единственном экземпляре, а применение чужих моторов — наследие прежней эпохи.

Фото и информация: proauto.in.ua, drive.ru/, fotodom.ru/

Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.