Это NHRA, детка!

Добро пожаловать в мир нитрометана, жженной резины и бешеных скоростей: в предстоящие выходные стартует новый сезон американской серии NHRA — самого знаменитого чемпионата по дрэг-рейсингу на планете. Все, что нужно знать об этих увлекательных соревнованиях — в статье комментатора русской трансляции NHRA и автора Dragtimes.ru Сергея Беднарука.

Добро пожаловать в мир нитрометана, жженной резины и бешеных скоростей: в предстоящие выходные стартует новый сезон американской серии NHRA — самого знаменитого чемпионата по дрэг-рейсингу на планете. Все, что нужно знать об этих увлекательных соревнованиях — в статье комментатора русской трансляции NHRA и автора Dragtimes.ru Сергея Беднарука.

В Соединенных Штатах Америки профессиональный дрэг-рейсинг зародился в начале 50-х, когда редактор журнала Hot Rod Уолли Паркс основал Национальную ассоциацию хот-родов — NHRA (National Hot Rod Association). Первая гонка под эгидой этой организации была проведена в 1953-м в калифорнийской Помоне — кстати, сейчас именно здесь проходит первый и заключительный этап каждого сезона серии NHRA, первый чемпион которой был определен в 1965-м.

С тех пор NHRA превратилась в самую крупную гоночную ассоциацию, в которую входят 80 тысяч членов, 140 трасс и 35 тысяч гонщиков! Под ее эгидой проводится множество соревнований в США и Канаде, венцом которых является серия NHRA Mello Yello Drag Racing — так сейчас полностью официально звучит название «высшей лиги» американского дрэг-рейсинга. И хотя все этапы этого первенства проходят в Штатах, а в соревнованиях в основном принимают участие американские пилоты, именно эта серия является самой популярной и престижной в этой дисциплине автоспорта. Сами американцы даже нескромно называют обладателей титулов в NHRA чемпионами мира.

Чемпионат NHRA Mello Yello Drag Racing проходит в четырех классах дрэгстеров. При этом каждый из них является самодостаточным, в каждом свои герои и интриги. Иногда пилоты переходят из класса в класс, но чаще, дойдя до высшего дивизиона, остаются приверженными одной категории.

Top Fuel: Шумахер в погоне за восьмым титулом

Визитной карточкой серии является самый мощный и быстрый класс Top Fuel. Средняя мощность 8.2-литровых двигателей этих «ракет» на колесах зашкаливает за 7 000 л.с. Дрэгстер класса Top Fuel работает на нитрометановом топливе и за один заезд протяженностью 305 метров расходует около 86 литров горючего — с такой же скоростью, как реактивный авиалайнер Boeing 747! На 1000-футовой дистанции эта машина развивает скорость за 530 км/ч, а разгон до отметки 160 км/ч (100 миль/ч) занимает менее секунды — быстрее, чем «формула-1» или даже истребитель. Перегрузки достигают 6g, из-за чего во время заезда даже меняют свою форму огромные задние шины.

Если Top Fuel — визитная карточка NHRA, то Тони Шумахер — лицо американского дрэг-рейсинга. Как и его легендарный тезка в Формуле-1, Тони имеет на своем счету семь титулов, но явно не собирается останавливаться на достигнутом. В предыдущие два года он был близок к восьмому триумфу, но в 2012-м на финальном этапе уступил своему партнеру по команде Don Schumacher Racing (ею владеет отец Тони, который в прошлом сам успешно гонялся) Антрону Брауну, а в прошлом сезоне проиграл в решающей части первенства Шону Лэнгдону из Al-Anabi Racing.

Помимо этой троицы, к фаворитам грядущего чемпионата также стоит отнести еще одного пилота DSR Спенсера Мейси, представителя знаменитой гоночной династии Дуга Каллиту, выступающего за семейную команду Kallita Motorsport, Клэя Милликана, перешедшего в Tuttle Motorsports, а также восходящую звезду класса Top Fuel Стива Торренса.

Funny Car: Форс — это сила!

Еще одним «нитроклассом» NHRA является категория Funny Car. В этих машинах используются идентичные с Top Fuel двигатели, но они располагаются не сзади, а спереди. Кроме того, дрэгстеры Funny Car имеют кузов и весят больше (982 кг против 911 кг). Соответственно, их скорость чуть меньше — в среднем разница составляет 0,2 секунды.

Именно в «фанни-карах» выступает самый титулованный гонщик американского дрэг-рейсинга всех времен — легендарный Джон Форс. Несмотря на свой почтенный возраст (в мае Джону стукнет 65), он по-прежнему полон сил и энергии — в прошлом сезоне Форс доказал это, выиграв рекордный 16-й в карьере титул. По числу побед на этапах ему тоже нет равных за всю историю NHRA — у него их уже 136.

Джон Форс является еще и руководителем одной из сильнейших команд — John Force Racing, которая становилась чемпионом 18 раз. Именно в ее составе выступает младшая дочь Джона Кортни Форс — секс-символ американского дрэг-рейсинга (еще одна его дочка, Бритни выступает в Top Fuel). Очаровательная блондинка дебютировала в Funny Car всего два года назад, но на ее счету уже несколько побед и седьмое место по итогам прошлого сезона.

Еще один сильный претендент из John Force Racing — Роберт Хайт. По традиции противостоять команде Джона Форса будет коллектив Дона Шумахера, главные надежды которого связаны с чемпионом 2012 года Джеком Бэкменом и Роном Кэппсом, который четырежды становился серебряным призером первенства (в 2012-м он уступил Бэкмену рекордные два очка). Также не стоит сбрасывать со счетов также завершивших прошлый сезон в десятке сильнейших Круза Педрегона, Дэла Уоршема и Тима Уилкерсона.

Pro Stock: до десятитысячной

Класс Pro Stock, в отличие от Top Fuel и Funny Car, работает не на нитрометаноле, а на бензине. Силуэтом эти дрэгстеры отдаленно напоминают серийные машины, хотя, конечно же, имеют мало общего с ними — например, стандартной должна быть оптика. Мощность машин Pro Stock поменьше — порядка 1300 л.с. Кстати, если в нитрометановых классах в целях безопасности с 2008 года протяженность заездов составляет 305 метров, то в Pro Stock применяется классическая «дрэговая» дистанция в четверть мили (402 м).

Как и в Funny Car, в Pro Stock представлены два крупных автопроизводителя — Toyota и Dodge. Еще в прошлом году в NHRA был представлен Ford, но в этом году «Голубой овал» принял решение выйти из игры.

Здесь основная борьба за титул ожидается между чемпионами двух прошлых лет Джеком Кофлином (2013) и Алленом Джонсоном (2012), а также Грегом Андерсоном, Майком Эдвардсом, Джейсоном Лайном и Шейном Грейем. Особое внимание будет приковано к Эрике Эндерс-Стивенс — первой женщине, сумевшей добиться побед в классе Pro Stock. Кстати, именно этот класс славится самыми плотными финишами — бывали случаи, когда пилоты пересекали черту с одинаковым вплоть до десятитысячной доли секунды!

Pro Stock Motorcycle: Harley против остальных

Наконец, четвертый класс серии NHRA Mello Yello Drag Racing — Pro Stock Motorcycle. Как следует из названия, здесь пилоты соревнуются на мотоциклах. Их мощность составляет примерно 350 л.с., а по разгонной динамики эти байки сравнимы с машинами класса Pro Stock — до 100 миль/ч они разгоняются примерно за полторы секунды. Эту технику строят три компании: Harley-Davidson, Buell и Suzuki.

В 2012-м сезон прошел под диктовку пилотов на «Харлеях», выигравшие все за исключением гонки. В прошлом году организаторы серии изменили технические правила, чтобы положить конец гегемонии команды Harley-Davidson. Цель была достигнута: в 2013-м Эдди Крэвик и Эндрю Хайнс раскатились только к концу первенства, выиграв на двоих всего три гонки, а чемпионом стал Мэтт Смит на Buell. Но в этом году Harley-Davidson приложит все силы, чтобы взять реванш.

Календарь: 24 этапа с плей-офф

Сезон NHRA 2014 года будет состоять из 24-х этапов. Особенность американского дрэг-рейсинга заключается в формате чемпионата, который состоит из двух частей. По итогам первых 18-ти гонок определяется десятка сильнейших в общем зачете каждого класса, которая на финальных шести этапах — своеобразном плей-офф, который в NHRA носит название Countdown to One — разыгрывают между собой титул. Эта система была введена несколько лет назад для сохранения интриги в борьбе за титул до самой концовки первенства.

Стартует и завершается чемпионат по традиции в калифорнийской Помоне. Самый престижный этап, носящий название U.S. Nationals, проходит в Индианаполисе — 1 сентября там завершится регулярный сезон. Также особняком в календаре стоит этап Four-Wide Nationals на трассе zMAX Dragway в Конкорде, где соревнования проходят на дрэг-стрипе (так называется для трасса для дрэг-рейсинга) не с двумя, как обычно, а с четырьмя полосами, что позволяет проводить заезды квартетов гонщиков.

Где смотреть?

Российские поклонники автоспорта смогут следить за всеми перипетиями грядущего сезона NHRA — телеканал Viasat Sport, вещающий в том числе в формате высокой четкости, третий год подряд будет транслировать все этапы американского дрэг-рейсинга, включая квалификационные и основные заезды, большинство из которых покажут в прямом эфире. В общей сложности за сезон зрителей ждет около 115 часов трансляций самой быстрой и динамичной дисциплины автоспорта. Кстати, то, как американцы показывают дрэг-рейсинг — это отдельная тема. Впрочем, об этом надо не рассказывать — это надо видеть! Поэтому советуем подключиться к Viasat Sport и погрузиться в удивительный мир американского дрэг-рейсинга. Первый этап — уже 9 февраля!

Календарь NHRA Mello Yello Drag Racing 2014

Дата

Этап

Город

9 февраля

O'Reilly Auto Parts NHRA Winternationals

Помона

23 февраля

NHRA Arizona Nationals

Феникс

16 марта

Amalie Motor Oil Gatornationals

Гейнсвил

30 марта

SummitRacing.com NHRA Nationals

Лас-Вегас

13 апреля

Dollar General Four-Wide Nationals

Конкорд

27 апреля

O'Reilly Auto Parts NHRA Spring Nationals

Хьюстон

18 мая

Summit Racing Equipment NHRA Southern Nationals

Атланта

25 мая

NHRA Kansas Nationals

Топика

1 июня

Toyota NHRA Summernationals

Инглиштаун

15 июня

NHRA Ford Thunder Valley Nationals

Бристоль

22 июня

Auto Plus NHRA New England Nationals

Эппинг

29 июня

O'Reilly Auto Parts Route 66 NHRA Nationals

Чикаго

6 июля

Summit Racing Equipment NHRA Nationals

Норуолк

20 июля

Mopar Mile-High NHRA Nationals

Денвер

27 июля

NHRA Sonoma Nationals

Сонома

3 августа

O'Reilly Auto Parts NHRA Northwest Nationals

Сиэтл

17 августа

Lucas Oil NHRA Nationals

Брэйнерд

1 сентября

Chevrolet Performance NHRA U.S. Nationals

Индианаполис

Countdown to One

14 сентября

NHRA Nationals

Конкорд

21 сентября

AAA Texas NHRA Fall Nationals

Даллас

28 сентября

AAA Insurance NHRA Midwest Nationals

Сент-Луис

5 октября

Auto-Plus NHRA Nationals

Рединг

2 ноября

NHRA Las Vegas Nationals

Лас-Вегас

16 ноября

Automobile Club of Southern California NHRA Finals

Помона