Добро пожаловать в мир нитрометана, жженной резины и бешеных скоростей: в предстоящие выходные стартует новый сезон американской серии NHRA — самого знаменитого чемпионата по дрэг-рейсингу на планете. Все, что нужно знать об этих увлекательных соревнованиях — в статье комментатора русской трансляции NHRA и автора Dragtimes.ru Сергея Беднарука.
В Соединенных Штатах Америки профессиональный дрэг-рейсинг зародился в начале 50-х, когда редактор журнала Hot Rod Уолли Паркс основал Национальную ассоциацию хот-родов — NHRA (National Hot Rod Association). Первая гонка под эгидой этой организации была проведена в 1953-м в калифорнийской Помоне — кстати, сейчас именно здесь проходит первый и заключительный этап каждого сезона серии NHRA, первый чемпион которой был определен в 1965-м.
С тех пор NHRA превратилась в самую крупную гоночную ассоциацию, в которую входят 80 тысяч членов, 140 трасс и 35 тысяч гонщиков! Под ее эгидой проводится множество соревнований в США и Канаде, венцом которых является серия NHRA Mello Yello Drag Racing — так сейчас полностью официально звучит название «высшей лиги» американского дрэг-рейсинга. И хотя все этапы этого первенства проходят в Штатах, а в соревнованиях в основном принимают участие американские пилоты, именно эта серия является самой популярной и престижной в этой дисциплине автоспорта. Сами американцы даже нескромно называют обладателей титулов в NHRA чемпионами мира.
Чемпионат NHRA Mello Yello Drag Racing проходит в четырех классах дрэгстеров. При этом каждый из них является самодостаточным, в каждом свои герои и интриги. Иногда пилоты переходят из класса в класс, но чаще, дойдя до высшего дивизиона, остаются приверженными одной категории.
Top Fuel: Шумахер в погоне за восьмым титулом
Визитной карточкой серии является самый мощный и быстрый класс Top Fuel. Средняя мощность 8.2-литровых двигателей этих «ракет» на колесах зашкаливает за 7 000 л.с. Дрэгстер класса Top Fuel работает на нитрометановом топливе и за один заезд протяженностью 305 метров расходует около 86 литров горючего — с такой же скоростью, как реактивный авиалайнер Boeing 747! На 1000-футовой дистанции эта машина развивает скорость за 530 км/ч, а разгон до отметки 160 км/ч (100 миль/ч) занимает менее секунды — быстрее, чем «формула-1» или даже истребитель. Перегрузки достигают 6g, из-за чего во время заезда даже меняют свою форму огромные задние шины.
Если Top Fuel — визитная карточка NHRA, то Тони Шумахер — лицо американского дрэг-рейсинга. Как и его легендарный тезка в Формуле-1, Тони имеет на своем счету семь титулов, но явно не собирается останавливаться на достигнутом. В предыдущие два года он был близок к восьмому триумфу, но в 2012-м на финальном этапе уступил своему партнеру по команде Don Schumacher Racing (ею владеет отец Тони, который в прошлом сам успешно гонялся) Антрону Брауну, а в прошлом сезоне проиграл в решающей части первенства Шону Лэнгдону из Al-Anabi Racing.
Помимо этой троицы, к фаворитам грядущего чемпионата также стоит отнести еще одного пилота DSR Спенсера Мейси, представителя знаменитой гоночной династии Дуга Каллиту, выступающего за семейную команду Kallita Motorsport, Клэя Милликана, перешедшего в Tuttle Motorsports, а также восходящую звезду класса Top Fuel Стива Торренса.
Funny Car: Форс — это сила!
Еще одним «нитроклассом» NHRA является категория Funny Car. В этих машинах используются идентичные с Top Fuel двигатели, но они располагаются не сзади, а спереди. Кроме того, дрэгстеры Funny Car имеют кузов и весят больше (982 кг против 911 кг). Соответственно, их скорость чуть меньше — в среднем разница составляет 0,2 секунды.
Именно в «фанни-карах» выступает самый титулованный гонщик американского дрэг-рейсинга всех времен — легендарный Джон Форс. Несмотря на свой почтенный возраст (в мае Джону стукнет 65), он по-прежнему полон сил и энергии — в прошлом сезоне Форс доказал это, выиграв рекордный 16-й в карьере титул. По числу побед на этапах ему тоже нет равных за всю историю NHRA — у него их уже 136.
Джон Форс является еще и руководителем одной из сильнейших команд — John Force Racing, которая становилась чемпионом 18 раз. Именно в ее составе выступает младшая дочь Джона Кортни Форс — секс-символ американского дрэг-рейсинга (еще одна его дочка, Бритни выступает в Top Fuel). Очаровательная блондинка дебютировала в Funny Car всего два года назад, но на ее счету уже несколько побед и седьмое место по итогам прошлого сезона.
Еще один сильный претендент из John Force Racing — Роберт Хайт. По традиции противостоять команде Джона Форса будет коллектив Дона Шумахера, главные надежды которого связаны с чемпионом 2012 года Джеком Бэкменом и Роном Кэппсом, который четырежды становился серебряным призером первенства (в 2012-м он уступил Бэкмену рекордные два очка). Также не стоит сбрасывать со счетов также завершивших прошлый сезон в десятке сильнейших Круза Педрегона, Дэла Уоршема и Тима Уилкерсона.
Pro Stock: до десятитысячной
Класс Pro Stock, в отличие от Top Fuel и Funny Car, работает не на нитрометаноле, а на бензине. Силуэтом эти дрэгстеры отдаленно напоминают серийные машины, хотя, конечно же, имеют мало общего с ними — например, стандартной должна быть оптика. Мощность машин Pro Stock поменьше — порядка 1300 л.с. Кстати, если в нитрометановых классах в целях безопасности с 2008 года протяженность заездов составляет 305 метров, то в Pro Stock применяется классическая «дрэговая» дистанция в четверть мили (402 м).
Как и в Funny Car, в Pro Stock представлены два крупных автопроизводителя — Toyota и Dodge. Еще в прошлом году в NHRA был представлен Ford, но в этом году «Голубой овал» принял решение выйти из игры.
Здесь основная борьба за титул ожидается между чемпионами двух прошлых лет Джеком Кофлином (2013) и Алленом Джонсоном (2012), а также Грегом Андерсоном, Майком Эдвардсом, Джейсоном Лайном и Шейном Грейем. Особое внимание будет приковано к Эрике Эндерс-Стивенс — первой женщине, сумевшей добиться побед в классе Pro Stock. Кстати, именно этот класс славится самыми плотными финишами — бывали случаи, когда пилоты пересекали черту с одинаковым вплоть до десятитысячной доли секунды!
Pro Stock Motorcycle: Harley против остальных
Наконец, четвертый класс серии NHRA Mello Yello Drag Racing — Pro Stock Motorcycle. Как следует из названия, здесь пилоты соревнуются на мотоциклах. Их мощность составляет примерно 350 л.с., а по разгонной динамики эти байки сравнимы с машинами класса Pro Stock — до 100 миль/ч они разгоняются примерно за полторы секунды. Эту технику строят три компании: Harley-Davidson, Buell и Suzuki.
В 2012-м сезон прошел под диктовку пилотов на «Харлеях», выигравшие все за исключением гонки. В прошлом году организаторы серии изменили технические правила, чтобы положить конец гегемонии команды Harley-Davidson. Цель была достигнута: в 2013-м Эдди Крэвик и Эндрю Хайнс раскатились только к концу первенства, выиграв на двоих всего три гонки, а чемпионом стал Мэтт Смит на Buell. Но в этом году Harley-Davidson приложит все силы, чтобы взять реванш.
Календарь: 24 этапа с плей-офф
Сезон NHRA 2014 года будет состоять из 24-х этапов. Особенность американского дрэг-рейсинга заключается в формате чемпионата, который состоит из двух частей. По итогам первых 18-ти гонок определяется десятка сильнейших в общем зачете каждого класса, которая на финальных шести этапах — своеобразном плей-офф, который в NHRA носит название Countdown to One — разыгрывают между собой титул. Эта система была введена несколько лет назад для сохранения интриги в борьбе за титул до самой концовки первенства.
Стартует и завершается чемпионат по традиции в калифорнийской Помоне. Самый престижный этап, носящий название U.S. Nationals, проходит в Индианаполисе — 1 сентября там завершится регулярный сезон. Также особняком в календаре стоит этап Four-Wide Nationals на трассе zMAX Dragway в Конкорде, где соревнования проходят на дрэг-стрипе (так называется для трасса для дрэг-рейсинга) не с двумя, как обычно, а с четырьмя полосами, что позволяет проводить заезды квартетов гонщиков.
Где смотреть?
Российские поклонники автоспорта смогут следить за всеми перипетиями грядущего сезона NHRA — телеканал Viasat Sport, вещающий в том числе в формате высокой четкости, третий год подряд будет транслировать все этапы американского дрэг-рейсинга, включая квалификационные и основные заезды, большинство из которых покажут в прямом эфире. В общей сложности за сезон зрителей ждет около 115 часов трансляций самой быстрой и динамичной дисциплины автоспорта. Кстати, то, как американцы показывают дрэг-рейсинг — это отдельная тема. Впрочем, об этом надо не рассказывать — это надо видеть! Поэтому советуем подключиться к Viasat Sport и погрузиться в удивительный мир американского дрэг-рейсинга. Первый этап — уже 9 февраля!
Календарь NHRA Mello Yello Drag Racing 2014
Дата | Этап | Город |
9 февраля | O'Reilly Auto Parts NHRA Winternationals | Помона |
23 февраля | NHRA Arizona Nationals | Феникс |
16 марта | Amalie Motor Oil Gatornationals | Гейнсвил |
30 марта | SummitRacing.com NHRA Nationals | Лас-Вегас |
13 апреля | Dollar General Four-Wide Nationals | Конкорд |
27 апреля | O'Reilly Auto Parts NHRA Spring Nationals | Хьюстон |
18 мая | Summit Racing Equipment NHRA Southern Nationals | Атланта |
25 мая | NHRA Kansas Nationals | Топика |
1 июня | Toyota NHRA Summernationals | Инглиштаун |
15 июня | NHRA Ford Thunder Valley Nationals | Бристоль |
22 июня | Auto Plus NHRA New England Nationals | Эппинг |
29 июня | O'Reilly Auto Parts Route 66 NHRA Nationals | Чикаго |
6 июля | Summit Racing Equipment NHRA Nationals | Норуолк |
20 июля | Mopar Mile-High NHRA Nationals | Денвер |
27 июля | NHRA Sonoma Nationals | Сонома |
3 августа | O'Reilly Auto Parts NHRA Northwest Nationals | Сиэтл |
17 августа | Lucas Oil NHRA Nationals | Брэйнерд |
1 сентября | Chevrolet Performance NHRA U.S. Nationals | Индианаполис |
Countdown to One | ||
14 сентября | NHRA Nationals | Конкорд |
21 сентября | AAA Texas NHRA Fall Nationals | Даллас |
28 сентября | AAA Insurance NHRA Midwest Nationals | Сент-Луис |
5 октября | Auto-Plus NHRA Nationals | Рединг |
2 ноября | NHRA Las Vegas Nationals | Лас-Вегас |
16 ноября | Automobile Club of Southern California NHRA Finals | Помона |