Его любили женщины, его любили машины...

Морозным февральским днем англичанина сэра Малкольма Кэмпбелла поздравляли с новым рекордом — преодоление рубежа скорости. На своем гоночном автомобиле «Синяя птица» во Флориде на Дейтон-Бич гонщик разогнался до 400 км/ч. Овации не прекращались. Женщины подходили произнести слова восхищения и взять автограф. Мужчины смотрели с неприкрытой завистью и уважением.

Морозным февральским днем англичанина сэра Малкольма Кэмпбелла поздравляли с новым рекордом — преодоление рубежа скорости. На своем гоночном автомобиле «Синяя птица» во Флориде на Дейтон-Бич гонщик разогнался до 400 км/ч. Овации не прекращались. Женщины подходили произнести слова восхищения и взять автограф. Мужчины смотрели с неприкрытой завистью и уважением.

Впервые Малкольм Кэмпбелл установил рекорд скорости еще в 1924 году за рулем 350-сильного Sunbeam V12. Тогда он разогнал автомобиль до 235,22 км/ч. Но гонщик, долго проработавший инженером, понимал — для больших скоростей нужны были новые автомобили и новые методы их конструирования. И Кэмпбелл занялся проектом собственного рекордного автомобиля. Он свято верил, что, как и в волшебной сказке Метерлинка, синяя птица, символ счастья, принесет удачу и ему. Интересным фактом является то, что, презрев предписание, согласно которому британские авто должны быть зелеными, Кэмбелл красил все свои машины только в синий цвет. И в заездах он участвовал исключительно в синем комбинезоне и синих перчатках. Эту традицию он пронес через всю жизнь, передав в наследство сыну. Оба до конца жизни оставались верными своим «Синим птицам». Впрочем, особого счастья это название Кэмпбеллам так и не принесло. Все свои достижения им пришлось добывать потом и кровью…

Впервые Малкольм выехал на трассу пустыни Пендин, чтобы установить рекорд скорости. Его автомобиль под именем Синяя птица только начинал свой путь к небывалой славе.

Спустя два года англичанин уже выступал на новой, усовершенствованной «птице» с 500-сильным W12 Napier-Lion объемом 22,3 литра. Не вспоминая былые неудачи, рекорд удалось установить. Кэмпбелл развил скорость 281 км/ч.

Но время ликовать еще не пришло. Радость Малкольма была недолгой. Через пару месяцев фирма Sunbeam, откуда инженер когда-то ушел, чтобы создать собственный автомобиль-рекордсмен, построила 1000-сильную машину с двумя авиамоторами и бесхитростным именем 1000HP. Для покорения рубежа скорости в 200 миль, фирма наняла Стива Сигрева, опытного гонщика, готового мчать по трассе со скоростью света.

На том же самом пляже Дейтон-Бич британский гонщик Стив Сигрев развил скорость 327 км/ч. Кто-то скажет, что он мысленно мстил, огорчившись гибелью соратника и рекордсмена Джона Пэрри Томаса (ссылка на рекорд Пэрри Томаса и его гибель), с которым в то время соревновался Малкольм Кэмпбэлл. Но, чтобы вокруг не думали и не говорили, автомобиль Sunbeam 1000HP первым преодолел двухсотмильный рубеж.

Кэмпбеллу ничего не оставалось, как противостоять. Он создавал «Синюю птицу-2». Мотор заменил новым Napier-Lion мощностью 900 л. с. Переделанный кузов сделал более обтекаемым, округлым, с заостренным носом. На колеса поставил обтекатели. Кэмпбелл был первым, кто установил за сиденьем гонщика продольный киль — стабилизатор устойчивости, который позволял легче удерживать курс на трассе.

Все эти переделки обошлись британской казне в 20 000 фунтов стерлингов. Но, как писали журналисты в новостных колонках 30-х годов XX века: «Английская корона не жалела затрат, чтобы заполучить почетное звание „самой быстрой державы на земле“.

Кэмпбелл взял реванш через год. В начале зимы он привез новую «Синюю птицу» в Дэйтон. Рекордный старт наметили на 19 февраля 1928 года. И с утра на дюнах собралось около 20 000 зрителей. Все ждали нового рекорда. На очередной «Синей птице» Napier-Campbell Bluebird с форсированным до 875 лошадиных сил двигателем гонщик развил скорость 333 км/ч час.

Рекорд был установлен, а про легендарного Малкольма писали: «В конце трассы автомобиль подбросило на колдобине и гонщика… выбросило из кабины. Хорошо, что он успел ухватиться одной рукой за край кузова, а другой по-прежнему крепко сжимал руль. В итоге он оказался сидящим верхом на радиаторе при скорости в 350 км/ч! Плохо управляемую машину понесло на зрителей, и те в ужасе разбежались. К счастью, Кэмпбелл никого не задавил и на глазах собственной жены врезался в мягкий песок дюн. Но все остались живы — и зрители, и гонщик. У него даже хватило сил и решимости проделать второй заезд. Только после этого его уложили на носилки и увезли в госпиталь».

И хотя рекорд был побит всего на 5 км/ч, это была победа. Однако Кэмпбелл достиг «красивой» цифры 333 км/ч и увидел в том хорошее предзнаменование будущих побед. А себе дал зарок больше не ездить без привязных ремней.

Sunbeam был повержен! Однако, на сцену вышел другой британский рекордсмен. На автомобиле Golden Arrow с аналогичным «птичьему» мотором Napier-Lion, «раскочегаренным» до 925 лошадиных сил. Из-за отсутствия радиатора у автомобиля были серьезные проблемы с системой охлаждения, поэтому, чтобы мотор не перегрелся, его обкладывали… льдом! Но несмотря на все трудности и неурядицы, пилот под именем Генри Сигрейв смог достичь 372,66 километра в час. Кстати, во многих источниках Стив Сигрев, указан как Генри Сигрейв, но подтверждения тому, что это один и тот же гонщик, не найдено. Хотя в таблице рекордов скорости прошлого столетия есть только один пилот, который яростно соревновался с Кэмпбеллом-старшим, и имя ему Генри Сигрейв.

Но сколько бы не было в то время рекордсменов, последнее слово осталось за Кэмпбеллом. В 1927 году погиб Пэрри Томас, а три года спустя авария унесла жизнь и Генри Сигрейва, когда он пытался поставить рекорд скорости на воде. Оставшись без конкурентов и обзаведясь новой машиной (теперь она называлась Campbell-Napier-Railton Bluebird) с двигателем с приводным нагнетателем объемом 23,9 литра и мощностью 1450 сил, Малькольм пять лет соревновался «сам с собой».

В 1932 году он преодолел 400-километровый скоростной рубеж. Последующие несколько лет он перебивал лишь собственные победы. Например, 22 февраля 1933 года на соляном озере Дайтона в США его скорость доходила до 438 км/ч. Рекорд был установлен на четвертой модификации «Bluebird» с 12-цилиндровым двигателем «Роллс-Ройс» объемом 36,6 литра с компрессором, работавшим на смеси метанола, бензола и ацетона. В 1935 году — рекорд скорости в 483 км/ч.

Последний рекорд Кэмпбелл установил на знаменитом высохшем соленом озере Бонневиль в штате Юта. Обнаружив, что соленая поверхность озера не только идеально ровная, но и обеспечивает превосходное сцепление с шинами, впервые он устроил заезд на этой трассе. Практически все последующие рекорды скорости были установлены именно на Бонневиле. В 1935 году на своей излюбленной машине «Синей птице» уже с 37-литровым мотором Rolls-Royce мощностью 2300 лошадиных сил, курсируя вокруг озера штата Юты Бонневилль, Кэмпбелл первый в мире смог разогнать скорость автомобиля до 300 миль в час (483 километра)!

Правда в тот момент сэр Малькольм Кэмпбелл оказался на грани гибели, попав в серьезную катастрофу в результате возгорания колеса его машины.

Автогонщик сэр Малкольм Кэмпбелл возле его разбитой «Синей птицы».1935 год.

Малькольма любили не только его машины, но и женщины. Кэмпбелл был трижды женат. От второго брака у него родился сын Дональд, который также стал известным гонщиком, и дочь Дженни. Через три года после крайней свадьбы Малколм Кэмпбелл (Malcolm Campbell) ушел из жизни. Это случилось в 1948 году. Гонщику исполнилось 63 года. Почти все считали, что ему подфартило — он умер естественно, в то время как преобладающее число его соратников по рекордам разбивались на соревнованиях.

В 1990 году его имя был представлено в Международном Зале Славы Спорта (International Motorsports Hall of Fame). Через четыре года гонщик вновь был представлен в Зале Славы Автоспорта — на этот раз в южноамериканском (Motorsports Hall of Fame of America).

Всего Малькольм Кэмпбелл установил девять мировых рекордов скорости на суше и три — на воде. Он был настолько знаменит в родной Англии, что снимался чуть ли не в каждой второй рекламе, а почта выпускала марки с «Синей птицей». Больше того, его даже удостоили титула рыцаря.

Успехи Кэмпбелла — старшего вдохновили не одно поколение гонщиков, а в 2013 году коньячный дом Hennessy снял мини-фильм в его честь. В этом же году Affairs назвали свой кошелек Affairs Malcolm. И конечно, же его сыну Дональду Кэмпбеллу выпала огромная честь продолжить традиции отца и вновь завоевать успех скорости на «Синей Птице».

Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.