На протяжении более десяти лет, раз в году, на территории большого выставочного центра ASB Showgrounds, собираются наиболее интересные экземпляры тюнинг культуры Новой Зеландии.
Это, вне всяких сомнений, событие. Событие, привлекающее внимание тысяч любителей модифицированных автомобилей. Одни приходят сюда, чтобы посмотреть. Другие — чтобы показать.
Новая Зеландия — страна с левосторонним движением. Стоит ли удивляться тому, что здесь существует культ японских машин и на дорогах вы, наряду с местными Holden, увидите тысячи праворульных автомобилей из Японии.
Когда я впервые приехала в Новую Зеландию, было ощущение, что я не уезжала из России. Тот же мягкий климат летом, те же машины на дорогах. А ездить по, условно, встречной полосе я привыкла в первый же день.
4&Rotary это как раз то мероприятие, где собираются лучшие представители тюнинг культуры страны. И, если раньше это была выставка только для 4-цилиндровых и роторных представителей, как можно догадаться из названия, то сейчас регламент не подразумевает никаких ограничений и показать себя могут любые достойные экземпляры.
Мероприятие проходит в два дня. Хотя, для владельцев, скорее, это занимает все три дня. Пятница — день приготовлений. С утра все стоят в очередях на автомойках и доводят состояние и без того холеного автомобиля до лоска.
Обязательное условие для выставочных экспонатов — сияющая чистота. Шутка ли, в субботу их увидят тысячи посетителей выставки.
За те несколько отведенных часов здесь пройдет неимоверное количество зевак. И все будут фотографировать.
Для них это один из немногих шансов встретиться лицом к лицу с владельцами модифицированных автомобилей, поговорить, задать вопросы. Может, попросить совета.
Также, это шанс для поклонников встретиться с гонщиками. А тюнинг-конторам и магазинам здесь представляется возможность хорошего пиара как своих проектов, так и своих товаров.
Поэтому, все должно быть готово к тому моменту, когда в девять часов утра субботы распахнутся двери выставочного центра и войдет первая сотня посетителей.
Я начала свой поход на «V'4&Rotary с пятницы. Занятно наблюдать за длинной очередью с гоночными машинами на прицепах. Участников настолько много, что экспонаты на территории выставки размещены буквально борт к борту.
Это сложно снимать, но интересно смотреть. Также, из-за большого разнообразия автомобилей, участникам приходится думать, как оригинально оформить стенд, чтобы привлечь внимание.
Наверное, я бы отдала пальму первенства в этом соревновании Nissan Silvia S14.
Экспонат стоял в импровизированном бассейне с живыми рыбками. Какую именно смысловую нагрузку несла эта инсталляция и что хотел сказать автор рыбками, остается догадываться.
Возможно, то, что создатели этого проекта чувствуют себя в тюнинге SR20 как рыбы в воде. Но, вне сомнений, сочетание подсветки, самого объекта и рыбок в бассейне производило неизгладимое впечатление. Особенно на детей, коих здесь было великое множество.
Выставка, кстати, это соревнование. В конце мероприятия определяют победителей в разных номинациях. Но за самый оригинальный подход к стайлингу я бы, наверное, отдала победу этой....Subaru?
На первый взгляд да, но это Nissan Silvia S14 с передом от WRX. Неожиданно. Возможно, это единственный проект в мире такого рода. И, однозначно, он такой один в Новой Зеландии.
Или вот еще один вариант стайлинга Nissan Silvia. Передняя часть от Nissan Z33
Зеландцы, вообще, любят эксперименты с внешностью. Касается это автомобиля или собственного образа.
Наверное, в Новой Зеландии культура коренного населения маори переплелась с европейской. Обычаи аборигенов этих островов пропагандируют татуировки.
Эти изображения на теле, в том числе и на лицах, имеют много значений. Некоторые из татуировок человек не имеет права наносить, их нужно заслужить. Конечно, это относится к ярким представителям маорийского населения, в основном.
Однако, это не мешает восьмидесяти процентам обычного населения ходить расписанными. Новая Зеландия это страна тату. Поэтому, главную экспозицию «V'4&Rotary 2015 открывал огромный зал со стендами различных тату-салонов.
Прямо здесь, в полумраке, любой желающий мог выбрать эскиз и лечь под иглу мастера тату. Мне, честно, было жалко видеть искаженные болью лица пациентов, страдающих на протяжении нескольких часов, что я гуляла по выставке. Наверное, это как раз та красота, которая требует жертв.
Как и вся та красота, что окружала меня. Все эти сияющие проекты, искрящиеся подкапотные пространства. Это все результаты работы их создателей. Плоды постоянных финансовых жертв, жертв временем.
Мне хотелось разглядеть каждый их них, понять, чем он дышит и как создавался, но день слишком короток, поэтому я останавливаюсь только на самых запоминающихся.
Радостно было видеть, что нас почтил своим присутствием австралийский участник дрифтовых соревнований, Майкл Просеник. Он откатал в D1NZ прошлый этап и решил задержаться на островах, представив на 4&Rotary свою Nissan Silvia с V-образной восьмеркой под капотом.
Также, был замечен C's Garage, Daynom Templeman, Gaz Whiter, Sky Zhao, многие из класса Pro-AM D1NZ.
Процентов тридцать представленных экземпляров были дрифтовыми. Потому, что здесь очень любят дрифт и Сильвии:)
Почти так же, как роторы. Зеландцы очень сильны в доработке роторных моторов, местные конторы известны далеко за пределами островов.
Однако, я никогда не слышала, чтобы здесь серьезно подготовили Subaru. Может, я не то слушала и не там снимала. Хотя, это вряд ли. Редкое гоночное мероприятие проходит без моего бдительного ока. Тем интересней было познакомиться с этим проектом.
Subaru Legasy B4 с мотором EJ25. На твинскролльной турбине Borg Warner EFR8374. Больше 600 сил на колесах. Закрытый блок, 2200 инжекторы. Управляется это все компьютером Link G4. Установлена 6-ти ступенчатая коробка передач от STI, 3-дисковое керамическое сцепление Xtreme.
Машина едва сошла с диностенда, иначе мы бы видели распечатки с отсечки по футам и времени. Скажу вам честно, я очень надеюсь, что у этой Субару активная жизнь не закончится замерами с диностенда и она будет ездить долго и счастливо. Скрестила пальцы.
А это чисто женский проект. Debbie Wisneski и ее Nissan Silvia S15. Тюнингуется машина с 2011 года, с тех пор, как она была стандартной не турбированной Spec S на автомате.
Сейчас под капотом у Silvia стоит RB25DET от Nissan Skyline R34, управляется который Link G4 (очень популярный компьютер, я тоже езжу на нем). 5-ти ступенчатая коробка передач от R33, кастом привода и самоблокирующийся дифференциал от R34. Чтобы эту «радость» Дебби могла быстрее остановить, чем разогнать, здесь установлены тормоза от 300ZX.
Айан Уилкинс представил свой турбо-метанольный дрэг байк.
Айан — многократный рекордсмен Новой Зеландии в своем классе. Чемпион 2012 года среди байков. Лучшее время прохождения квотера этого снаряда 7,4 секунды.
1324СС 4-цилиндровый рядный мотор от Kawasaki выдает 685 лошадиных сил. Управляется все тем же Link G4, в качестве трансмиссии используют 3-скоростную Orient Express c пневмо-шифтером.
Все эти экспонаты мирно поблескивают сегодня и переминаются на ковровых дорожках. Уже завтра они все соберутся на дрэг-стрипе и померятся не только красотой. День второй «V» 4&Rotary 2015, по традиции, мы проведем на гонке.
В день гонки на дрэг-стрипе собралось 18 000 человек зрителей. Больше двухсот участников. Столько людей с трудом мог вместить Meremere Dragway.
«V'4&Rotary это то уникальное мероприятие, где мы не увидим типичных дрэгстеров, у которых все заточено под время прохождения четверти мили. Здесь — другая идеология. Красивые, но при этом быстрые японки.
Это так близко нам, россиянам, чья дрэг-культура богата именно японскими проектами. И так близко мне, воспитанной на JDM'ах.
В Новой Зеландии не принято толкать вперед не толкаемое. Они не приветствуют русский подход к тюнингу, который пропагандирует снятие как можно большего количество лошадиных сил с мало объемных японских моторов, понимая, что это подход дорогой и не всегда эффективный. Чудес не бывает. И, если ехать быстро на японке, то это будет недолго.
Предпочитают проверенные мировой практикой решения, базирующиеся на истине «Нет турбо, нет закиси, нет проблем». Наверное, поэтому быстрых японских проектов на заводском моторе очень мало. И один из них — Nissan Skyline GTR R32 Роберта Ворда, владельца ателье RIPS.
Роберт установил в Skyline мотор RB30DET и двух-скоростной автомат Powerglide. Для придания сил, этот проект оснащен системой подачи закиси азота.
На данный момент, лучшее время четверти мили этой машины 7,625, показанное на прошедших в пару недель назад соревнованиях, однако, в день, когда шли «V» 4&Rotary, полотно было, по общему мнению, достаточно скользким и Роб показал 7,8 секунд, что тогда было его лучшим результатом. Как видите, ситуация меняется быстро и, радует, что в лучшую сторону.
Полотно было скользким не случайно. Для 4&Rotary это типичная ситуация. В заездах принимают участие, в основном, обычные люди, а не профессиональные гоночные команды. За редким исключением.
Поэтому, автомобили, рассчитанные на шоу и перемещение по дорогам общего пользования, зачастую не справляются с клеевым зацепом и одним из самых популярных действ на трассе является очистка полосы от пролитых жидкостей. Это, пожалуй, единственный минус мероприятия.
В остальном, это праздник тюнинга. Только здесь я вживую увидела эту 4-роторную Mazda RX-7 с мотором 25B.
Шикарная машина и возвышающаяся над капотом турбина добавляет ей шарма. Правда, ехать так быстро, как я от нее ждала, Mazda отказалась.
Одна из моих любимиц, 9-ти секундная Supra. Она тоже появляется на драг-стрипе нечасто и «V'4&Rotary это, пожалуй, единственное мероприятие, которое она не пропускает. О ней мало, что известно, кроме того, что ездит она на родном доработанном 2JZ-GTE.
Роторы были представлены в широком спектре. Конечно, в основном это были Mazda.
Самым многообещающим был проект постоянных участников дрэг-соревнований, Mazda RX-2 Curran Brothers Racing. Однако, они были вынуждены сойти из-за неисправности мотора. К сожалению.
Обычно они весьма уверенно едут и не испытывают фатальных проблем с техникой.
Еще одним достойным участником был Тони Марковина на Mazda RX7.
Оснащенная мотором 20B, эта машина пару лет назад вошла в класс 7-ми секундных Роторных автомобилей.
Пол Доудалл и его Mazda RX-8, с мотором 13B. 8,4 секунды чистого времени.
Проиграл в финале этой оранжевой Datsun 1200 Coupe Бена Кокса. В Datsun стоит 4-цилиндровый SR20DET.
Mazda RX-7 братьев Аббот из города Тауранги. 7,5 секунд на четверть мили. Они сами дорабатывают свою технику и добились хороших результатов.
Правда, для этого пришлось потратить около 100 000 долларов. Несмотря на прекрасное время, в финале случилась неприятность. Автомобиль потерял контроль и пересек осевую линию. Это дисквалификация, что является меньшим злом по сравнению в теми последствиями, к чем могло это пересечение привести. Победа досталась 10-секундному Toyota Starlet.
Еще один красивый экземпляр, Honda Integra Эндрю Браунинга. Эндрю купил ее несколько лет назад, раньше это был 9-ти секундный проект, после, он был разобран и распродан.
Эндрю впервые выехал в этом сезоне на заводском моторе серии B и пока имеет проблемы, проваливается на лаунче. Он, явно, испытывает дефицит мощности. Думаю, в скором времени мы увидим его уже с турбиной.
Я полагаю, организаторы были готовы к тому, что им придется много и часто работать руками, вытирая масло с полосы, поэтому позаботились о зрителях и сделали все, чтобы они не скучали в перерывах. «V'4&Rotary Nationals были организованы как качественный семейный отдых с видом на драг-стрип.
Огромные поляны для кемпинга. Многие зрители раскинули там палатки, устроились с детьми на пикник, гуляли на детской площадке, которую оборудовали горками и аттракционами.
Параллельно с основным действием проводили соревнования по берн-ауту.
Потрясающая дисциплина, где главная задача пилота надымить резиной так, чтобы все подумали на пожар.
Пожары, кстати, в таких условиях эксплуатации случаются часто. Техника перегревается от нагрузки и без обдува.
Взорванные моторы, куски резины, разлетающиеся по всем направлениям, огонь, дым — просто праздник какой-то.
Также, на импровизированной сцене, в несколько этапов проводили конкурс «Model search».
Для девченок это была возможность показать себя лицом и не только и, возможно, открыть какие-то новые горизонты для развития себя как модели.
Если меня спросят, на какое автоспортивное мероприятие можно пойти всей семьей, я отвечу: «Пытались сделать гонки семейным мероприятием многие организаторы, удалось это лучше всех 4&Rotary»