Угоны века. Загадка красного Стратоса

Автомобили для ралли — товар весьма специфический. Можно даже сказать уникальный, штучный. Поэтому их угоняют не так часто — на запчасти разбирать практически не имеет смысла, а пытаться продать еще глупее. В особенности это касается машин топовых категорий — группы 4, группы Б, группы А, WRC и заводских кит-каров. Помимо VIN-номеров каждая такая машина имеет свой уникальный номер шасси, позволяющий отследить судьбу каждой машины. Тем удивительнее история, которую мы вам сейчас расскажем.

Автомобили для ралли — товар весьма специфический. Можно даже сказать уникальный, штучный. Поэтому их угоняют не так часто — на запчасти разбирать практически не имеет смысла, а пытаться продать еще глупее. В особенности это касается машин топовых категорий — группы 4, группы Б, группы А, WRC и заводских кит-каров. Помимо VIN-номеров каждая такая машина имеет свой уникальный номер шасси, позволяющий отследить судьбу каждой машины. Тем удивительнее история, которую мы вам сейчас расскажем.

В конце 90-х годов прошлого века сорокалетний француз по имени Томас отправился в туристическую поездку в Польшу. Бывшая социалистическая республика вызвала у него огромный интерес — новая страна, памятники архитектуры, интересные встречи. В общем, все как всегда. В один из погожих летних дней занесло нашего француза в Варшаву на улицу Зана, что на северо-западе города. И там в одном из дворов он увидел за забором целую стоянку ржавых полуразобранных автомобилей. Здесь и начинается настоящий политический детектив…

Надо сказать, что наш Томас был большим фанатом старых гоночных машин, поэтому он не отказал себе в удовольствии зайти во двор и посмотреть, нет ли среди машин чего-нибудь особенного. Погуляв по этой мини-свалке он собрался было уходить, как вдруг между двумя ржавыми Фиатами он увидел нечто такое, что способно заставить взволнованно биться сердце любого знатока ралли. Это была красно-белая Lancia Stratos! Томас попытался узнать, чья это машина, откуда она взялась и какова ее судьба, но в те годы интернет был не настолько развит, как сегодня, поэтому найти какую-либо информацию ему не удалось…

Прошло много лет. В январе 2011 года Томас вспомнил про загадочную машину и разместил на одном из популярных французских автоспортивных интернет-форумов фотографию найденного Стратоса: «Я тут как-то давным-давно был в Польше и нашел Lancia Stratos. Как вы думаете, эта машина участвовала в гонках или нет?»

Что тут началось! Раллийные форумы взорвались многочисленными сообщениями: «Найден угнанный Stratos Ярошевича!» Кого-кого? Сейчас мы вам расскажем все в мельчайших подробностях.

Итак, перенесемся в 70-е годы. Польская Народная Республика. Времена махрового социализма. Впрочем польских гонщиков не смущал общественный строй — многие из них с той или иной степенью успешности выступали на зарубежных раллийных автомобилях. Что уж говорить о сыне премьер-министра страны — кто как не он мог позволить себе что-нибудь эдакое?

Впрочем сын премьера Петра Ярошевича — Анджей перещеголял всех — «красный принц», как за глаза называли богатого гонщика, в 1976 году приобрел сразу три(!) Lancia Stratos! Все три машины были окрашены в красный цвет, причем две машины версии Corse были специально подготовлены для ралли (шасси 1864 и 1560), а третья предназначалась для тренировок (версия Stradale, шасси 1634).

1976 год прошел для Анджея и его команды OBRSO FSO в целом успешно — пять стартов на этапах чемпионата Европы принесли ему две победы, одно второе и одно третье место. Лишь одно событие омрачило сезон — сход на испанском Rally Catalunya из-за поломки двигателя привел к тому, что один из Стратосов встал на прикол.

Следующий сезон принес еще большие разочарования. Сперва в результате загадочного инцидента на заводе Lancia был уничтожен тренировочный Stratos. А затем на своем домашнем ралли Rajd Polski в одном из поворотов уже сам Ярошевич не удержал мощную заднеприводную машину на трассе, вылетел и врезался в дерево штурманской дверью. В результате аварии монокок получил такие повреждения, что говорить о ремонте было попросту невозможно…

Механики команды проявили недюжинный талант — они взяли всю начинку от Стратоса и запихнули ее в банальный хэтчбек Polonez 2000. Получившийся весьма интересный автомобиль назвали «StratoPolonez» и он начал наводить страх в польском ралли. Но это тема для отдельного рассказа. Мы же продолжим наш политический детектив…

Сумев за неполных два года покалечить три уникальных машины Анджей Ярошевич успокоился. Впрочем изменилась и политическая ситуация в стране — в начале 1980 года его отец попал в опалу и был со скандалом смещен со всех занимаемых постов. В Польше начался период политической нестабильности, а в 1981 году и вовсе было введено военное положение. Беспорядки, аресты, репрессии — творилось не пойми что! И вот в этот самый момент единственный оставшийся в живых Stratos Ярошевича был угнан. Причем настолько мастерски, что злоумышленники не оставили никаких следов!

А ровно через тридцать(!) лет французский раллийный фанат по имени Томас опубликовал снятую им в Варшаве фотографию машины, в которой безоговорочно угадывался тот самый Stratos, загадочно исчезнувший в 1981 году…

Улица Зана, да и весь северо-запад Варшавы тут же превратился в место паломничества раллийных фанатов со всей Европы. Но их поджидал неприятный сюрприз — свалка машин оказалась на месте, а вот того самого красно-белого автомобиля среди них не оказалось! Машина снова пропала и снова бесследно!

Ходят слухи, что Lancia по-прежнему находится в Варшаве. Тщательно изучены появившиеся на дорогах польской столицы отреставрированные Лянчи, приобретенные «новыми польскими» — обе машины оказались обычными гражданскими версиями.

На первый взгляд для раллийного автомобиля топовой категории Lancia Stratos не является чем-то уникальным — всего итальянцы построили около трех десятков машин в гоночной спецификации и еще почти пятьсот «гражданских» версий Stradale. Однако многие машины уже уничтожены и со временем ценность оригинальных экземпляров постепенно растет. В 2013 году британский аукционный дом Bonhams продал Lancia Stratos Stradale за 264 тысячи долларов. А в феврале на аукцион будет выставлена гражданская машина, переделанная в 70-е годы одной из частных итальянских команд в раллийную. По предварительным оценкам цена лота составит полмиллиона евро!

Кстати, эта машина окрашена в красный цвет. Но мы ни на что не намекаем…

Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.