В этом году сезон большого дрэга в Новой Зеландии слегка затянулся с развитием. Возможно, причиной тому стало то, что инфраструктуру дрэг-стрипа перестал поддерживать постоянный спонсор, компания Fram.
В связи с этим, Fram Autolite Dragway переименовался в Meremere Dragway, а мероприятия, проходящие на территории новоиспеченного гоночного объекта, стали нуждаться в дополнительном финансировании.
Событие, получившее название The Rock FM Nitro Shootout, обсуждалось долго и заранее. К нему готовились топовые команды представителей дрэга и действо обещало быть насыщенным интересными участниками и новыми проектами.
Перед гоночным уикендом, в предшествующие ему выходные дни, организовали тестовый день. Это тот случай, когда участники могут привезти свои болиды и в рамках тестов, за 50 долларов в день, испытать и настроить технику.
Это необходимо, так как возможности протестировать где-то, кроме специального полотна, например, top-fuel дрэгстер или 6-ти секундный door-slammer, не представляется возможным.
Также, в такие дни привозят свои автомобили те спортсмены, которые только завершили строительство проекта и собираются начать гоночную карьеру. Для этого необходимо получить лицензию, проехав несколько тестовых попыток.
Одним из таких был Майкл Франклин на Pontiac GTO. Сразу поехали средние восемь секунд, но на нежных настройках. К концу сезона собираются улучшиться до высоких семи секунд.
Такая процедура получения лицензии организована не просто так. Ехать на быстрой машине, в паре с соперником, это ответственность. Здесь не любят бездумно рисковать. Ведь те, у кого мало опыта управления неуправляемым, имеют все шансы обняться со стеной.
По правилам тест-дня, все болиды замерялись на половине дистанции и результаты были многообещающими. Marsh Motorsport, оттормаживаясь с половины трассы, вошли в пять секунд. Роб Ворд на Nissan Skyline GTR R32, средние 8. Тоже бросая газ на половине дистанции.
В день гонки, уже на подъезде к дрэг-стрипу, стало понятно, что мы будем присутствовать на одном из самых ожидаемых событий сезона.
Парковка была полностью заставлена машинами, а питы на территории были перегружены разноклассовыми болидами.
Среди тринадцати классов, самыми многообещающими были top-doorslammer, C1 — класс заднеприводных автомобилей и, конечно, наибольшее внимание было приковано к болидам класса top-fuel, двум соперникам.
Один из них принадлежит компании Marsh Motorsport, главой которой является Тони Марш. Пилотом ездит его сын, Энтони.
Вторая машина в top-fuel — дрэгстер Риза Фиша. Самые быстрые машины Новой Зеландии, время прохождения квотера каждой из них низкие пять секунд.
Класс С1 это быстрые заднеприводные автомобили. Первым в квалификации Берт Кинг со временем 6,1 секунды.
Однако, после успешной квалификации удача отвернулась от него, в первом же заезде, четверти финала, он проехал 17 секунд и оставил соперникам право решать уже без него, кто станет героем этого дня.
Вечные соперники, Карен Раггетт, мама двоих детей, на Ford Roadster
и Джонни Элсоп на Willys Coupe.
В этот раз Карен уступила Джонни, проехав, несмотря на феноменальную реакцию 0,091, 7,94 сек, тогда как Джонни уверенно показал 6,78.
По итогам финалов, Джонни выиграл в своем классе со временем 6,85.
Среди door-slammer'ов топ-3 квалификации выглядел так: Wayne Yearbury, 6,2, Mark Bardsley, 6,5, Ross Taylor, 7,2.
Для Уэйна финалы сложились не то, чтобы удачно, просто без борьбы. В полуфиналах по сетке ему выпало ехать одному. В финале, против Марка Бардсли, Уэйн показал хорошие 7,08. У Марка что-то пошло не так и только 13 секунд чистым временем. Уэйн на первом месте.
Основная борьба развернулась в итоговой гонке, самой Nitro Shootout. По двое, быстрейших представителей, использующих в качестве топлива нитрометан. В Nitro-Shootout, как раз, были представлены самые быстрые байки, funny car'ы, top-fuel'ы. Борьба в главном действе уикенда подразумевалась до двух побед.
Два модифицированных мотоцикла, со временами 6,5 и 8 секунд, заставили всех понервничать.
В первом заезде, пилот 6-ти секундного байка, Athol Williams пролетает дистанцию за 6,4, против 8,1 его соперника, Ian Wilkins. Нужно просто видеть, каких неимоверных усилий стоит пилотам этих «рогаток» удержать байк на траектории. Для того, чтобы не смотреть на каждом старте в небо, у обоих сзади wheelie-bar.
Во втором заезде случается нештатная ситуация и мотоцикл Атола пересекает осевую линию. В Новой Зеландии это засчитывается как проигрыш в заезде. Шансы уравнялись несмотря на то, что байк Айана на полторы секунды медленнее соперника.
Но, к сожалению, когда нужно было собраться и воспользоваться шансом, байк Айана отказался сотрудничать и на старт финала он выйти не смог. Победа досталась 6-ти секундному Атоллу Уильямсу.
У top-fuel'ов весь день команды показывали чудеса скоростного ремонта в полях. Ремонта мотора, замены сцепления. Как моторы, так и трансмиссии этих машин, несмотря на то, что усилены, очень недолго могут переваривать мощности в 8000 лошадиных сил. Недолго это 5 секунд, один заезд. Если повезет, два заезда.
После первых двух заездов этих машин, счет был 1:1, итог гонки должен был определиться в решающем, третьем. Такой исторический момент и я его не смогла снять.
Дело в том, что, когда заводится top-fuel, пары его топлива настолько токсичные, что находиться рядом без специальной маски-противогаза невозможно. Этот яд разъедает глаза, проникает в легкие и человек начинает задыхаться, испытывая сильнейшее жжение в груди. Неописуемые ощущения и в такие моменты сразу становится совсем не до фотоаппарата.
Чтобы тебя уже окончательно обезвредить, в момент старта Top-fuel издает адский грохот, от которого не спасают даже наушники и, попутно обдав струей горячего воздуха, эта стрела исчезает вдали. В такие моменты я всегда вспоминаю фразу с таблички крана или эвакуатора «Не стой под стрелой».
Когда я пришла в себя, толпа ликовала. На табло цифры 5,04 и 4,98. Знаете, что это означает? У нас новый абсолютный рекорд. Энтони Марш только что впервые в истории Новой Зеландии вышел из пяти секунд по чистому времени, буквально на несколько сотых секунды опередив Риза Фиша. Буквально перед финишем, у Энтони разлетелся мотор, но они успели и побить рекорд и благополучно остановиться.
Сложно описать, что началось на трибунах. В этот момент я поняла, что здесь собрались не просто любители дрэг-рейсинга, а настоящие фанаты.
Те, кто знает историю дрэгэга в этой стране, кто активно болеет и поддерживает команды, для кого 4 секунды это не где-то рядом с тремя и пятью секундами. И кто сейчас до слез радуется этой ошеломляющей победе над временем.
Энтони Марш, быстрейший человек за всю историю Новой Зеландии и его отец, тот человек, который сделал это достижение возможным.
Этот заезд, на самом деле, мог бы стать достойным завершением большого гоночного дня. Однако, у организаторов был еще один сюрприз. Команда Zahorodny Racing привезла для шоу свой Jet Funny Car.
Изрыгающий пламя адский корч, приводимый в движение реактивным самолетным двигателем. Тут, я думаю, надо сделать паузу и в следующий раз рассказать про этот экземпляр подробнее.