В английском графстве Сассекс 11 марта у торговца алмазов родился мальчик, которому дали имя Малкольм. Судьба пророчила ему небывалую славу. Пронзительным и сосредоточенным взглядом малыш окинул дом отца, Уильяма Кэмпбелла, и улыбнулся. Столь знаменательное событие имело честь произойти в Соединенном Королевстве. Как гласят народные и энциклопедические предания: «Год рождения английского гонщика Малькольма Кэмпбелла (Malcolm Campbell) совпал с изобретением автомобиля — 1885-м».
Первой школой для Малкольма стала Uppingham School. Потом учителем выступила Германия, где Кэмпбелл постигал тонкости алмазного дела. Но помимо учебы приходилось подрабатывать на достойное проживание в Англии, и юноша делал это очень необычным способом — принимал участие в мотогонках.
После учебы Малкольм вернулся в Великобританию и два года проработал на известную на рынке страхования компанию Lloyd’s of London. Однако страсть к адреналиновой эстафете от мотоциклов к автомобилям не давала покоя молодому человеку. Увлечение Кэмпбелаа полностью поглотило его к 1906 году, когда он стал постоянно участвовать в гонках. Уже в 1908-м профессиональный пилот три раза стал победителем мотоциклетных соревнований на скорость Lakes End Trials. Спустя два года Малкольм Кэмпбелл состязался на гоночных трассах в Бруклендсе. В 1927 выступил в мотогонках Grand Prix, а в 1928 году принял участие в Grand Prix de Boulogne во Франции — и оба раза стал победителем.
В двадцатые-тридцатые годы в гонках Малкольму практически не было равных. Он устанавливал рекорд за рекордом, используя самые различные транспортные средства — как наземные, так и водные. Девять глобальных рекордов на суше и четыре — на воде. Подумать только!
Но стоит ли говорить о наградах, не рассказав о самой интересной и увлекательной любви жизни Малкольма. Его «Синей птице удачи».
Свой первый рекорд Малькольм Кэмпбелл задумал еще в 1924 году. Он поставил цель добиться скорости 300 миль в час. Уже тогда, планомерно, разумно рассудив, что для победы нужна хорошая машина, он начал совместную работу с инженерами по созданию своей «синей птицы счастья». Но для начала преодолеть бы отметку в 200!
Проектировщиком выступил К. Амэрст Вильерс. Амэрст был не просто автомобильным, но и авиационным инженером. Можно с уверенностью заявить, что Синюю Птицу проектировали с творческим подходом, ведь человек за чертежами являлся настоящим художником-портретистом в свободное время.
Кстати, большая заслуга Амэрста состоит в развитии перегруженного «Трубача Бентли» (Bentley Mulsanne), который вез Джеймса Бонда по лондонским дорогам в известном ромате, и выпущенный кампанией в честь пилота Генри Биркина, который установил рекорд скорости в 1931 году.
В состав команды будущего рекорда входил также регулярный механик Кэмпбелла по имени Лео Вилла. Он контролировал строительство Синей Птицы вплоть до винтика.
Хочется отметить, что это был первый автомобиль Кэмпбелла, в котором использовали авиационный двигатель Льва Нейпира с фронтально установленным вертикальным радиатором и водителем позади двигателя. Известный W-образный авиадвигатель с 12 цилиндрами, построенный Napier & Son в 1917-1930-ых.
Намерение Кэмпбелла состояло в том, чтобы превзойти предыдущий рекорд — барьер в 150 миль в час. Малкольм собирался разогнаться более 200 миль в час.
Кэмпбелл использовал разные методы для победы. Например, чтобы сократить общую длину двигателя на треть, он расположил три блока по четыре цилиндра в каждом «звездой» под углом 120 градусов друг к другу. Помимо необычной формы железное сердце обладало мощностью 500 л. с.
Так, в 1926 году появился автомобиль «Bluebird».
Все дни и ночи перед заездом Кэмпбелл проводил в своей мастерской. Желание первым одолеть барьер 200 миль в час настолько преобладало над холодным расчетом, что гонщик закончил работу над машиной наспех.
В пустыне Пендин 4 февраля 1927 года на трассу вышел Малькольм Кэмпбелл. Однако, иссушенный ветрами песок не выдерживал многотонную машину. Стремясь к заветному финишу, Синяя Птица нещадно увязала в барханах. Техника начинала пошаливать: то отказывали тормоза, то трансмиссия…
В тот день пиком скорости на отметке спидометра стала цифра в 195 миль в час (314 км/ч). Это было слишком дразнящим, близким и как будто волшебным значением равным 200 милям в час (320 км/ч).
Несмотря на провал Синяя птица Кэмпбелла ставилась известнее день ото дня. Некоторые издания тех лет гласили: «Машина Кэмпбелла, конечно же, окрашена в синий цвет и названа „Bluebird“, хотя это, признаться, неофициальное название. И кто-то вправе счесть его даже интимным. Официально же автомобиль именуют „Непир-Кэмпбелл“, поскольку на ней стоит 12-цилиндровый авиационный мотор „Непир-Лайон“.
К концу января удалось отладить машину. Команда приехала на трассу, но тут взбунтовалась природа: сильные ветра и приливы привели к тому, что весь пляж оказался, залит водой. Пришлось ждать еще пару недель, пока трасса не станет более-менее пригодной для заездов.
Лишь к середине февраля Кэмпбелл уселся за руль «Синей птицы» и ринулся на рекорд. «Это была бешеная гонка! — вспоминали очевидцы. — Брызги воды из-под колес обливали гонщика с ног до головы, мокрый песок залепил ветровое стекло и очки пилота».
Кэмпбелл вел машину почти что вслепую, но добился своего. Два заезда — туда и обратно — дали в сумме новый рекорд 281,434 км/ч. До преодоления 200-мильного барьера теперь не хватало лишь 0,84 мили в час.
Но чтобы побороть самого себя, Малкольм Кэмпбелл, или, как его называли в простонародье, рыцарь скорости, должен был изменить свой подход к рекордам и усовершенствовать Синюю Птицу.
А пока в борьбу за рекорд вступил его главный враг и соперник — Джон Парри Томас, технический директор фирмы «Лейланд» и по совместительству гонщик. Интригующая борьба затянулась на несколько лет.
Использована информация С.Н. Зигуненко «100 великих рекордов в мире автомобилей»