…Никто не предполагал, что тест-драйв нового Land Rover Discovery Sport, организованный для журналистов в Исландии, пройдет в столь экстремальных условиях. Снежная буря, в которую попали наши экипажи сразу по выезду из гостиницы на следующее утро по прилету, не стихала до вечера, видимость была порядка 2–3 метров, а скорость ветра достигала 22 метров в секунду. Однако за исключением некоторых незначительных моментов, автомобили прекрасно справились даже с таким экстримом.
Накануне вечером ничто не предвещало природного катаклизма. В темном исландском небе зелеными волнами разливалось северное сияние. Снежный шторм, которого ждали по всем прогнозам, был объявлен лишь на 13.00 следующего дня, поэтому был расчет на то, что мы успеем проделать большую часть пути, отснять автомобиль в местных красотах и встать на курс до отеля в назначенное время. Однако мнение погоды не всегда совпадает с мнением синоптиков.
Рано утром, уже через пару километров после старта, ветер значительно усилился, пошел снег и чистое с вечера небо затянуло тяжелыми тучами. Английские специалисты по внедорожным приключениям из команды Land Rover, сопровождавшие нашу группу на этом тест-драйве, приняли решение продолжать движение пока это будет возможно.
Сразу объясню, какого рода маршрут нас ожидал. Дороги и покрытие предстояли смешанные — асфальт и грунт, горные серпантины. Асфальтовая равнинная часть изначально была довольно непродолжительной, само покрытие — практически идеально ровное и вполне широкое, однако уже выпавший к нашему приезду снег (благодаря омывающему остров Гольфстриму тут климат довольно мягкий и снег может не выпадать до января) сузил две широкие полосы движения до полутора узких. Чтобы на такой дороге разъехаться паре автомобилям, приходилось бороздить обочины и сугробы.
Англичане выражали нам сочувствие, но на самом деле подобное передвижение знакомо практически каждому жителю России, особенно холодных ее частей. Поэтому мы слегка поумерили их пыл словами «да мы зимой каждый день так ездим, особенно если живем загородом».
Остальная часть маршрута пролегала по грунтовым дорогам, при этом Исландия — страна горная, так что извилистые серпантины это был как раз наш вариант. Температура за бортом держалась в районе —5 по цельсию, так что в совокупности с сильнейшим ветром и порывами снега было то, что нужно. Дороги моментально покрылись тонким слоем наледи, на которую прилипал все новый и новый снег.
Ну что ж — отличное испытание для автомобиля, про возможности которого рассказывают исключительные вещи. Сразу расставим точки над «и». Что бы производитель не рассказывал про новый Discovery Sport, будем иметь ввиду, что он все же гораздо легче и проще своего старшего брата Land Rover Discovery 4, который мы в прошлом году испытывали в целинных снегах и на горных перевалах Хабаровского края и Амурской области, и больше создан для развлечений и легких приключений нежели для подобной жести, что ждала нас в Исландии. Discovery Sport это этакий вариант «light».
Поэтому с самого начала было понятно, что сейчас мы будем его испытывать почти «на все деньги», хотя у нас и была подстраховочная база в виде правильных английских внедорожников, оборудованных отвалами для снега, лебедками и прочей радостью любителей бездорожья.
Discovery Sport напичкан электроникой по самое «немогу». Возможно, подобная перегруженность в какой-то момент и даст себя знать, но вот здесь в Исландии она нам исключительно помогала.
Во-первых, имеется пять основных системам активной безопасности, помогающих при движении в сложных дорожных условиях:
• ЕТС — электронная антипробуксовочная система
• EBD — система электронного распределения тормозных усилий
• DSC — система курсовой устойчивости
• RSC — система предотвращения откатывания
• ABS — антиблокировочная система
Во-вторых, есть дополнительные системы для преодоления бездорожья. Основная — Terrain Response с четырьмя основными режимами: общий, трава/гравий/снег, грязь/колея и песок, а также опциональным динамическим режимом, который в этот раз нам был не нужен. Вспомогательные из тех, что еще не упомянули — Hill Descent Control (система контролируемого движения под уклон), Gradient Release Control (система плавного старта на наклонной поверхности), Engine Drag torque Control (система управления крутящим моментом), а также система помощи при преодолении бродов и система предотвращения переворачивания.
Все это вместе позволяет себя чувствовать довольно уверенно даже в тех условиях смешанного снежно-ледового покрытия, заснеженных обочин и снежных наметов на дороге, в какие попали мы.
Для лучшего сцепления с дорогой нам с самого начала рекомендовали включить режим трава/грязь/снег, который контролирует автомобиль автоматически, передавая нужный крутящий момент на каждое из колес. Таким образом, большая часть работы проводилась электроникой и при движении со скоростью примерно 40–50 км/ч мы чувствовали себя довольно спокойно. Неприятных ощущений добавляли только боковые порывы ветра, которые несмотря на все режимы движения и шипованную резину буквально сносили автомобиль с трассы на десяток-другой сантиметров в бок.
Когда ветер утихал, мы поднимали стрелку спидометра порой и до 80–90 км/ч, в условиях же низкой видимости и бездорожья иногда двигались не выше 10–15 км/ч.
При спуске с горы по правилам теста нужно было использовать режим HDC — Hill Decent Control, который самостоятельно без помощи водителя спускает автомобиль вниз. Его преимущество в том, что автомобиль считывает дорожную ситуацию и не только распределяет крутящий момент, но и также подает различные тормозные усилия в зависимости от необходимости.
HDC — функция, над которой смеется каждый водитель с высоким самомнением, а пользуются ею, как считается у нас, лишь домохозяйки, застрявшие в очереди на подземную парковку в супермаркете (остальные — по большому секрету). Однако, в наших условиях она была не лишней. Ледовые спуски и перевалы были как раз то, что нужно для подобных испытаний, а возможность снижения минимальной скорости выставлялась от руки и могла составлять хоть 5 км/ч.
Рассвет, который забрезжил через примерно час после нашего старта, опять начал меркнуть. Снежная буря усиливалась, и чистенькие, новенькие Discovery Sport понемногу стало заносить снегом.
Большинство из автомобилей были оснащены панорамной крышей, и это оказалось одним из слабых мест — в том смысле, что в условиях снежной бури огромная стеклянная поверхность становится в буквальном смысле слова куском льда, от которого в автомобиль поступает большое количество холодного воздуха. Закрытый тент немного спасает, но Discovery Sport вообще красиво остеклен по кругу: окна большие, и их много. Так что во время снежной бури они отлично сработали в качестве кондиционера в противовес работающей печке. Мы сидели в теплых зимних куртках, обогрев шпарил на 25 градусов, а нам жарко не было.
На самом деле, снежный экстрим, в который мы попали, помог многое понять о машине. Безусловно, в таких условиях найдется, наверное, мало автомобилей этого класса, которые не вызвали бы хоть каких претензий. Вопрос только в том, совместимы ли эти претензии с хорошим самочувствием людей, находящихся внутри, или они оказываются сильнее.
К Discovery sport мелких претензий набралось довольно много, но все они были преодолимы. По такой погоде перестали справляться со своими задачами функции обогрева заднего стекла и боковых зеркал. Обогрев запрограммирован на самоотключение через определенный цикл времени, и чем чаще мы его включали, тем быстрее он отключался. При этом приходилось следить не только за дорогой, но и за тем, чтобы обогрев был все время “on”, иначе зеркала и окна моментально зарастали слоем льда, которые потом отскрести было уже невозможно.
Попытка очищать заднее стекло с помощью омывателя у экипажа, идущего впереди нас, закончилась тем, что между стеклом и дворником вырос настоящий ледяной сталактит, намертво приваривший стрелу стеклоочистителя к заднему окну, а вокруг него тут же начал собираться целый сугроб. Пришлось выходить из автомобиля и отколачивать лед.
При этом мы на деле проверили заявленные улучшенные характеристики аэродинамических свойств автомобиля, и убедились, что это не пустые слова. Глаз камеры заднего вида не так сильно зарастал снегом и льдом, как можно было предположить, и при включении задней передачи мы все еще были способны видеть, куда едем:
Хочу также отметить более чем достойное фронтальное освещение: свет у фар чистый, яркий, площадь освещения большая, а поворотные функции оказывались очень кстати, особенно в темноте на серпантинах.
В какой-то момент снежная буря разделила наш караван, собранный под надзором англичан, во главе которого двигался land rover с отвалом — на тот случай, если заметет окончательно. Дороги закрыли исландские спасатели, вдоль обочины все чаще стали встречаться вылетевшие с трассы местные автомобили. Наледь стала уже критичной, даже шипованная резина была совершенно беспомощна, однако со всеми возможными препятствиями автомобили справлялись вполне достойно. Более того, мы как добрые Санта Клаусы даже вынули по дороге пару улетевших в кюветы местных жителей, из-за чего преисполнились уважения к английской технике.
Вторая часть каравана осталась пережидать снежную бурю, наши же экипажи отправились дальше. Нам предстояло съехать с асфальта и двинуться вверх в горы. Конечно, почти все запланированные на маршруте остановки были пропущены: во-первых, двигались мы слишком медленно и уже выпадали из графика, во-вторых, из автомобилей высовывали носы и камеры только самые рисковые, и то по большой необходимости. Видимость была нулевая, а ветер не давал открыть двери.
Здесь, на бездорожье мы от души проверили геометрию автомобиля и углы его свесов
Land Rover Discovery Sport
Дорожный просвет (мм) 212
Угол переднего свеса (градусы) 25
Угол продольной проходимости (градусы) 21
Угол заднего свеса (градусы) 31
Глубина брода (мм) 600
Максимальный угол наклона (градусы) 27
Максимальный угол преодолеваемого препятствия (градусы) 45
Передний свес (мм) 894
Задний свес (мм) 955
Ход подвески (мм) 230
Артикуляция оси (мм) 320
Большей частью дороги были с относительно ровными уклонами, однако, иногда приходилось лезть круто вверх или нырять вниз, и ожидание того, что мы сейчас обязательно ковырнем бамперами землю, ни разу не оправдалось. При этом и дорожный просвет был вполне достаточным, чтобы не застрять брюхом в сугробах обочины и не скрести им по обледенелым кочкам.
Иногда наш караван останавливался, а отчаянные английские ребята, заснеженные и обледеневшие, проверяли дальнейший путь, и только после отмашки старшего колонны мы двигались дальше.
Чем выше мы забирались в горы, тем чаще нам прямо на дороге встречались снежные сугробы. Скорее всего, это были шапки, сдутые со скалистого навеса над нами. После более чистого участка дороги автомобиль вполне достойно справлялся с этими сугробами, и помогали ему в этом система управления крутящим моментом и система курсовой устойчивости. При плавной работе педалью газа автомобиль проскакивал эти препятствия практически незаметно.
Наконец, часам к двум дня мы доехали до своего первого привала. К этому моменту ветер начал утихать, снег почти прекратился и нашим глазам открылся Хвальфьорд — «Фьорд китов», которые в теплый сезон частенько сюда заплывают, а над фьордом показался даже кусочек чистого неба.
Здесь нам удалось сделать несколько фотографий автомобиля и окружающей безмолвной снежной красоты. Примерно минут через 40 уже начало темнеть, до Рекьявика оставалось еще порядка 100 км.
Как оказалось, природа нам подарила временную передышку. Скоро погодные условия опять ухудшились, при этом температура пошла вверх. Чем ближе мы подъезжали к столице, тем теплее становилось. Снежные сугробы под колесами сначала превратились в чистый лед, а затем и вовсе в смесь снега с водой.
На льду нам удалось попробовать систему автономного экстренного торможения. И это при том, что скорость наша была совсем низкой. Впрочем, система действует, начиная со скорости 5 км/ч и призвана предотвратить или минимизировать последствия столкновения.
Могу сказать, что, к сожалению, электроника, распознающая приближающийся объект при отсутствии тормозного усилия со стороны водителя, включает систему торможения, но никак не может улучшить сцепление колес с поверхностью. Собственно, пробовать эту систему мы не стремились, просто на голом льду ветер понес стоячий автомобиль вперед, и ни система, ни яростное торможение ногой и стрекотание АБС никак не повлияли на то, что мы плавно затормозили в бампер впереди стоящего Land Rover, правда, сделали это так нежно, что пассажиры той машины даже ничего не заметили.
Еще один важный вывод, который мы сделали, заключался в том, что в России дороги все ж таки чистят. Особенно по сравнению с Исландией. Первую и единственную снегоуборочную машину мы увидели только на следующий день по пути в аэропорт. Поэтому все дороги как за пределами, так и внутри города сузились вполовину, а то и больше. Но снежная каша Discovery Sport понравилась больше нежели голый лед. Здесь он усиленно греб всеми четырьмя колесами, и ничто не могло сбить его с проложенного курса.
Система его полного привода автоматически выбирает режим подключения двух или четырех колес в зависимости от дорожных условий. На проекционный дисплей выводится вся информация, в том числе и о режиме движения. Довольно забавно наблюдать за этим и при этом чувствовать поведение автомобиля: в какой момент подключается вторая пара колес, а когда она становится уже не нужна.
Post Scriptum
Можно, конечно, требовать от любого автомобиля то, на что способны только специально подготовленные модели. В лице нового Discovery Sport, пришедшего на смену Freelander, мы имеем лишь кроссовер повышенной проходимости, который в случае необходимости может вывезти своего владельца из крайне неприятной ситуации. И сейчас я совершенно не хочу сравнивать его с конкурентами, ибо в таких метеоусловиях мне еще не приходилось тестировать ни один из кроссоверов. Максимально приближенные условия были на тесте Porsche Macan в Марокко, когда мы едва не угодили в песчаную бурю, а вместе с этим перевалы в горах закрывали из-за выпавшего снега. Однако Macan машина совсем другого уровня и ценовой категории.
Discovery Sport отлично справился со всеми сложностями исландской зимы, а это значит, что и в России ему будет не сложно, а владельцы вполне могут рассчитывать на то, что в трудный час машина не подведет.
Еще несколько слов о дизайне, несмотря на то, что мы уже писали про этот автомобиль. С него начинается новая линейка семейства Discovery. Теперь все они будут «причесаны под одну гребенку» как это произошло ранее с семейство Range Rover, все будут стилистически похожи и узнаваемы.
Discovery Sport вполне изящен и современен, технологии позволяют водителю или пассажиру чувствовать себя совершенно свободно. Это касается как систем движения, о которых было сказано выше, так и мультимедиа, экологии и безопасности.
Внутри — качественная обивка, интуитивно понятное расположение кнопок и реле, более чем достаточное количество кармашков, бардачков и других отсеков для хранения личных вещей. Избалованным горожанам подогрев руля в случае холодного сезона кажется уже необходимым благом.
9-ступенчатая коробка отлично справляется с задачами эффективного и плавного движения, в случае необходимости, управление можно перенести на подрулевые лепестки.
И —да — третий ряд сидений мы так и не разложили: просто не успели. И второй не сложили по тем же причинам. Багажник же и так был вполне достаточен для нашего не богатого багажа.