Сегодня слово «тюнинг» стало очень популярным в среде автомобилистов. Естественно, после перехода 1\6 части суши на рыночную экономику количество машин выросло на порядки и, чтобы выделиться из огромной массы одинаковых ВАЗов, Фордов, Мерседесов, БМВ и прочего ширпотреба автовладельцы часто прибегают к тюнингу своих железных коней.
Что же такое тюнинг?
Дословный перевод — настройка. Настройка, в нашем случае, автомобиля под нужды владельца. Я бы не стал говорить, что тюнинг зародился вместе с автомобилестроением, так как каждый автомобиль был эксклюзивным и выделяться было не из чего, а вот после запуска серийного производств готовых автомобилей, например, весёлых «разноцветных» чёрных Фордов Т стали появляться разные лавочки и конторки, предлагающие разнообразные доработки, чтобы подстроить продукцию под свои нужды или выделить ее из толпы. Также свой взор на серийную продукцию обратили кузовных дел мастера, ранее изготавливавшие эксклюзивные кузова и интерьеры для дорогих авто искавшие новые рынки для сбыта своих услуг. А потом началась война и все силы и ресурсы почти всего мира были брошены на оборонку во всех её проявлениях. Именно оттуда и пошли разнообразные примочки и доработки для автомобилей и мотоциклов, создавшие обширную и разветвлённую культуру тюнинга в мире.
Собственно, под словом тюнинг сейчас понимается всё — от нанесения наклеек и установки подлокотника с охлаждаемым подстаканником, до самостоятельной постройки серьёзного аппарата для различных соревнований, от первенства водокачки, до мирового уровня.
На данный момент в мире существует много направлений тюнинга, постараемся рассказать всё, что знаем. Начнём, пожалуй, с Японии, как со страны, производящей большое количество автомобилей, которые могут быть очень разнообразны даже в рамках одной модели, как совершенно «овощные» Импрезы с передним приводом и мотором в 1.5 литра, так и быстрые STi Spec-C.
Итак, начнём с JDM — стиля. Основная идея Japan Domestic Market — сделать автомобиль максимально «японским» — машина должна быть праворульная, допускается замена колёс, установка расширителей колёсных арок, накладок на пороги, карбоновых капотов и других элементов. Есть мнение, что именно оттуда пошла мода на карбоновый обвес в целом и капоты в частности. Жёлтые фильтры на фарах и\или заклеенные крест-накрест фары это тоже JDM. Отдельная история — стикеры, типа «начинающий водитель», или «пожилой водитель», которые можно увидеть на многих праворульных машинах даже у нас.
Босозоку — пожалуй, самый старый стиль, пошедший от японских мотобанд, превращавших свои мотоциклы в нечто монструозное и устрашающее. Время прошло, мотоциклы сменились машинами, а стиль остался и развился в несколько разных направлений. Общие элементы, характерные для всех направлений босозоку — скошенные фары «бэд бой», вынесенный маслокулер с висящими шлангами, гипертрофированный выпуск, задранный вверх на высоту под 2 метра, увеличенный донельзя развал, широченные диски, практически несовместимые по ширине с резиной. Также Босозоку-тюнинг популярен среди микроавтобусов. Toyota Hiace может превратиться в небывалый транспорт для Пикачу.
Направления Босозоку:
Биппу (VIP) — самый дорогой из стилей. По слухам, родоначальниками стиля стали боссы Якудза, чтобы маскировать доработки своих машин от посторонних глаз, но выделять «своих» из потока. Дороговизна получается из-за того, что тюнингу подвергаются относительно новые седаны бизнес-класса и представительские седаны. Машины, кстати, могут быть не только японского производства и стиль получил распространение не только в Японии, но и в США. Отличительные черты таких седанов: занижение, широкие колёса, увеличенный развал.
Шакотан — Занижение. Популярная по всему миру идея, в Японии заниженные машины как правило имеют увеличенный развал, широченные диски с натянутой на них резиной, явно несовместимой ширины, раскатанные арки, чиркающие за отбортовку дисков.
Янки — название говорит само за себя. Стиль подражает пёстрым гавайским рубашкам. Такие машины очень часто имеют яркие цвета — оранжевый, белый, жёлтый. Также считается, что именно в этом стиле стали популярны нарочито грубые расширители арок, под которыми скрываются широкие колёса.
Кюся (Кюсякай — старый японский автомобиль) — в двух словах, это JDM-тюнинг старого японского автомобиля. Все переделки сделаны в рамках технических требований ПДД. Как правило они слегка занижены, на них установлены широкие колёса, могут добавиться расширители арок.
Грачан (от Grand Championship) — Название пошло от национальной гоночной серии 70-80-х годов. Такие машины обладают гипертрофированными обвесами и выпускными трубами и именно здесь шланги внешнего масляного радиатора могут расположиться прямо на огромной губе. Как правило представителей именно этого направления по умолчанию и называют «босозоку».
В скором времени мы также расскажем чем богата и знаменита Американская и Европейские тюнинг-культуры.