Тихий и комфортный в городе, быстрый на трассе: гибридный автомобиль Fisker Karma производства 2011 —2012 гг. нравится как борцам за экологию, так и эстетам.
Послушный и юркий 4-дверный седан премиум-класса при своих размерах: в длину почти пять метров, колесная база — как у S-класса, по ширине больше Porsche Panamera. Приковывают взгляд огромные колеса, панель солнечной батареи во всю крышу и яркость лакокрасочного покрытия Diamond Dust (с добавлением частиц стекла от переработанных бутылок для пущего блеска). Солнечные батареи на крыше за день вырабатывают энергии на километр пробега, а потому питают лишь климатическую установку и призваны разгрузить гибридную систему.
Внешний вид автомобиля величественен — разрабатывал его Хенрик Фискер, который в свое время занимался дизайном BMW Z8 и Aston Martin DB9. Интерьер суперкара выполнен из кожи и дерева высшего качества. На приборной панели установлен большой сенсорный экран.
Модель предлагается в трех вариантах оснащения — EcoBase, EcoSport и EcoChic. Технически между ними различий почти нет, разделение идет лишь по роскошности исполнения салона. Версия EcoChic является самой дорогой: салон обит натуральным текстилем Bamboo Viscose, без использования шкур животных.
Fisker Karma — электромобиль со вспомогательным двигателем. В передней части автомобиля установлен 2-литровый 16-клапанный мотор с четырьмя цилиндрами, оснащенный непосредственным впрыском горючего, турбонаддувом и интеркулером. Двигатель (мощностью 260 л.с.) включается лишь для выработки электроэнергии через подключенный к нему генератор. Литиево-ионная батарея расположена в центральном туннеле кузова, предельно низко в шасси, посередине колесной базы. Так достигается идеальная развесовка по осям, что улучшает сцепление с дорогой, устойчивость и управляемость гибрида. Производители обещают, что ресурса батареи хватит на 10 лет или 160 000 километров пробега. Привод задний, колеса приводят в движение два электромотора, вместе развивающие 403 л.с. Сам автомобиль весит более двух тонн.
Вместо коробки передач — селектор трансмиссии, который выглядит как ромбовидный блок кнопок: D, R, N. Всей электрической «начинкой» управляют два подрулевых рычажка: правый переводит электродвигатели в режим моторного тормоза, левый переключает режимы разгона со Stealth на Sport и обратно.
В режиме Stealth суперкар Fisker Karma практически в тишине разгоняется до 100 км/ч за 7.9 секунд, в пределе набирает 153 км/ч. Вместо выхлопных труб установлены ромбовидные динамики, из которых льется журчание для оповещения пешеходов о приближении к ним электромобиля. Это экологичный и одновременно экономичный режим. Без помощи бензинового мотора полностью заряженный Fisker Karma способен передвигаться примерно 80 км, исключительно на электротяге, становясь при этом абсолютно безвредным для окружающей среды. Подзаряжаться можно от обычной сети. С использованием двигателя внутреннего сгорания для подзарядки батарей, на одном баке автомобиль может проехать до 1000 км.
В режиме Sport на помощь электрике включается турбомотор. В этом режиме силовой агрегат развивает тягу в 1300 Нм, а набор скорости от 0 до 100 км/ч происходит за 6.3 секунды, максимальная скорость увеличивается до 200 км/ч. Журчание динамиков сменяет рев реальной выхлопной трубы, торчащей за передним колесом. Расход топлива составляет 2.4 литра на 100 км. Общий запас хода в данном режиме составляет около 500 км.
По мнению сайта topgearrussia.ru Fisker в режиме Sport уступает в динамике суперкарам: «Увы, сжигая бензин, он разве, что ревет громче. Если же рассматривать турбомотор только в качестве костыля для разряженной батареи, то все становится на свои места — в ипостаси электромобиля Karma исключительно убедителен».
Слегка беспокоит цена: за Fisker Karma, который не так уж быстр в спортрежиме, придется выложить от €130 000. Хотя, как автомобиль для города — великолепный, роскошный и бесшумный — возможно, он стоит того.
ФАКТЫ:
1. Электрокар Fisker Karma производится в США компанией-производителем Fisker Automotive и собирается в Финляндии компанией Valmet Automotive. Техническая сторона проекта Fisker Karma была разработана калифорнийской фирмой Quantum Technologies. Для компании Fisker Coachbuild она любезно предоставила инновационный гибридную установку Q-Drive. Она представляет собой бензиновый двигатель Ecotec от компании GM, который установлен, чтобы подзаряжать батареи.
2. Гибрид Fisker Karma напрямую конкурирует с чистым электромобилем Tesla Roadster: почти равная стоимость, одна категория потребителей. Сами компании давно начали негласную войну за покупателя: Tesla Motors успела обвинить Fisker Coachbuild в незаконном использовании некоторых дизайнерских решений, которые Генрих Фискер разработал еще тогда, когда работал над электрической новинкой Tesla Model S. 4 Ноября 2008 года судом было принято промежуточное решение в пользу Fisker Automotive, а компании Tesla было предписано выплатить $ 1 144 285 компенсации.
3. После разрушительного урагана «Сэнди», пронесшегося над США в конце октября 2012 года, у автомобильной компании Fisker, созданной в 2005 году, возникли большие финансовые проблемы. В результате производство новых электрических транспортных средств в течение нескольких месяцев было приостановлено, прошла волна массовых увольнений и завершилась уходом самого основателя Хенрика Фискера в марте 2013 года. Задолженность компании Министерству энергетики США составила 168 миллионов долларов.
В октябре 2013 года активы Fisker Automotive достались группе инвесторов Pacific Century Group во главе с Ричардом Ли, сыном самого богатого человека Азии Ли Ка-Шина (журнал Forbes оценивает состояние его отца в 25,5 миллиарда долларов). Одно из условий продажи компании — сохранение разработки и производства на территории США, часть сотрудников сможет вернуться к работе.
4. Следующей моделью после Fisker Karma должен стать автомобиль Fisker Atlantic. Спортивный «розеточный» седан функционирует на электродвигателе и 4-цилиндровом турбировванном двигателе мощностью в 245 л. с. Внешний вид спортивного купе среднего класса — широкая радиаторная решетка, обрубленная корма и удлиненный капот — напоминает, что над его дизайном поработал бывший дизайнер BMW и основатель фирмы Хенрик Фискер. Внутри салона использованы дерево, кожа и алюминий.
5. Ключи от первого спортивного гибрида Fisker Karma получил голливудский актер Леонардо Вильгельм Ди Каприо, который одновременно являлся и одним из первых инвесторов этого проекта. Вторым и третьим в списке клиентов компании Fisker Automotive стояли бывший вице-президент США Альберт Гор и бывший советник по национальной безопасности страны Колин Пауэлл.