Начало пятидесятых двадцатого века. Половина столетия прошла, как придумали четырехтактный двигатель. Более тридцати лет — как выпустили первый автомобиль. Однако Америка еще не видела на своих трассах ничего спортивного кроме Aston Martin и Jaguar.
Первыми, кто решился составить конкуренцию английской шпионской марке и кошке, прыгающей через забор, стали General Motors. Они создали свой уникальный Chevrolet Corvette, ставший легендой среди суперкаров.
Но на каждого найдется свой конкурент. Проанализировав успех GM на американском рынке, в Ford задумали создать собственную спортивную модель, которая станет массовым продуктом для новых поколений. Так начались «Великие времена» расцвета американского автопрома.
Детройт. 1954 год. Город рок-звезд впервые увидел Ford Thunderbird с силой двухсот лошадок — успешный дебют на извилистом пути к вершине мирового признания.
В 50-е Детройт пестрил большими авто с мощными двигателями под 350 лошадей, но к концу десятилетия взгляды публики стремительно начали меняться. Люди все больше отдавали предпочтение компактным машинам, которые были простыми в управлении, быстрыми на дорогах и надежными в любых обстоятельствах. Но главное — потребители хотели как можно меньше затрат.
Вы удивитесь, но в 1959 году лишь «Большая Тройка»: Американ Моторс с их Рэмблер Американ, Студебеккер с Ларк и прагматичные последователи Форда разделяли мнение, что маленькие автомобили подойдут для провинциальной Америки.
Общество знает, чего хочет. Именно поэтому в начале 60-х Ford Falcon имел небывалый успех. Модель разлетелась по стране, превосходя по численности все вместе взятые малые автомобили США. А Ford Division пожизненно был обязан Роберту Макнамаре, который изменил направление фирмы в сторону наращивания прибыли.
Но в 1961 г. Макнамара покинул компанию с целью присоединиться к администрации президента Джона Кеннеди. И его охотно сменил молодой человек, достигший звания вице-президента «Форд Дивизион» уже в 36 лет. Проницательный Ли Якокки молниеносно продвигался по службе. Его конек удачной стратегии — изменения. Он был уверен, что ориентация на вкус молодежи увеличит доходность производства.
По замыслам Якокки дети, появившиеся на свет в период бума рождаемости после Второй мировой войны должны были стать их основными потребителями. Он понимал, что новому поколению «бэби бум» понадобится машина с впечатляющим внешним видом и не менее впечатляющим двигателем. Развивая свои планы, Ли записывал идеи и наблюдения в маленькую черную записную книжку, которую всегда носил с собой. Осмыслив все положительные начинания Макнамары, Якокка понял, что нужно создать новый и свежий образ «Форда». Он придумал маленькую, спортивную машину с достаточным числом модификаций и начальной ценой около 2300 долларов. Из идеи массового спроса родилась целая история легендарного суперкара с великим именем Ford Mustang.
Держа «бэби бумеров» в мыслях, Ли Якокка провел эффективную программу, благодаря которой Форд вернулся к участию в гонках. В Европе Ford Falcon выиграл престижное ралли «Монте-Карло», а затем отправился на величайшую в мире гонку «24 часа Ле Ман».
Желая привлечь внимание молодого поколения, Якокка подал идею создания спортивной маленькой машины с четырьмя сиденьями на рассмотрение администрации «Форда». Направление мысли Якокка было верным, так как исследование рынка показало, что людей в возрасте 15–29 лет в последующее десятилетие станет на 50% больше. Кроме того, опрос людей моложе 25 лет показал устойчивый интерес к доступной машине с четырех-скоростной ручной трансмиссией, ковшеобразными сиденьями, разными модификациями двигателя и привлекательным спортивным видом.
Но одно дело сконструировать машину, другое дело — придумать ей облик. Мощное сердце и уникальный дизайн должны были одновременно завораживать и возбуждать.
Первая опытная модель, известная как Mustang I имела два сиденья «Триумф» и «MG», и была бы очень популярна среди гонщиков и автолюбителей. Но Ли Якокка не считал модель удачной. Он утверждал, что Mustang I слишком дорогостоящий в производстве и не подходит в качестве семейного автомобиля. Молодежь все больше интересовали четыре сиденья вместо двух. Требовалась новая идея.
Чтобы добиться желаемого результата, Якокка задействовал все дизайнерские команды Ford Motor Company. Четыре отдельные дизайнерские студии работали денно и нощно, и в результате было предложено семь различных моделей. Восемнадцать макетов, созданных дизайнерами предстали перед руководством. Авторы Джо Орос и Дэйв Эш были выбранны руководством 16 августа 1962 года. Их окончательный вариант, по требованию Генри Форда-был удлинён на дюйм, чтобы задние пассажиры чувствовали себя свободнее в коленях.
Вариант Дэйва и Джо Эш базировался на «Фальконе» и имел 270-сантиметровую колесную базу при общей длине 465 см. Из-за того, что двигатели V-8 становились популярнее день ото дня, Mustang II решили выпускать как с шестицилиндровыми, так и с восьмицилиндровыми моторами. Впоследствии в эту версию Mustang внесли совсем незначительные изменения.
Подробно о том, как Ford Motor Co. готовился к премьере, рассказал в своих мемуарах Ли Якокка. Настольная книга предпринимателей 1990-х, «Карьера менеджера»! Завод намечал изготовить самое малое 8160 «мустангов» до дня официального представления автомобиля, чтобы у каждого дилера к тому времени имелась в наличии хотя бы одна машина. А еще раньше завод пригласил 52 семейные пары, проживавшие в окрестностях Детройта. Все это были семьи среднего достатка, готовые приобрести второй автомобиль. Их небольшими группами водили в дизайнерскую мастерскую, показывали опытный образец «Мустанга», а отзывы записывали на пленку и затем анализировали. Тонкая настройка предстоящего дебюта, и образ машины был готов.
Производственные линии заработали. Появлялись статьи в «Тайм» и «Ньюсвик», передачи на всех трех телевизионных сетях, публикации и рекламные объявления в 2600 газетах.
«Ли Якокка выступает перед приглашёнными журналистами во время презентации Ford Mustang на Всемирной выставке в Нью-Йорке 17 апреля 1964 года».
Mustang стал объектом пристального внимания средств массовой информации еще до своего публичного показа 17 апреля 1964 г. Такое освещение оказалось настолько результативным, что в первый же день дилеры увидели перед салонами толпу, превзошедшую все ожидания. Чикагский дилер обеспокоился настолько, что запер изнутри двери выставочного павильона во избежание травм, которые люди могли получить в давке. Другой дилер поместил сияющий новый Mustang на опору и поднял вверх так, чтобы все могли видеть машину, не нанося вреда ей или друг другу.
Некоторые люди, обуреваемые желанием купить Mustang, были готовы заплатить цену намного выше установленной. И самым предприимчивым в столь щекотливой ситуации оказался Гарланд. Этот техасский дилер провел импровизированный аукцион, в ходе которого пятнадцать человек претендовали на его единственный Mustang. Дилер продал машину покупателю, назначившему самую высокую цену, который затем просидел в ней всю ночь, чтобы быть уверенным, что машина не будет продана в его отсутствие. Понятно и без слов, что Mustang имел феноменальный успех.
Ни одна машина, до или после, не вызывала такого ажиотажа. На вопрос, стоила ли машина всей поднявшейся суеты, следует несомненно ответить ДА. За все прошедшее время на рынке не было ничего подобного. В Mustang совмещались привлекательный внешний вид и определенные характерные черты, которые до сих пор вызывают восторг и будоражат сердца автолюбителей.
После дебюта Ford Mustang Лидо Энтони Якокка проснулся знаменитым… А история Ford Mustang продолжилась в поколениях…