Создатель системы PayPal Элон Маск и основатели корпорации Google Сергей Брин и Ларри Пейдж как то собрались и решили попробовать свои силы в автомобилестроении. Так родилась компания Tesla Motors — один из самых молодых автопроизводителей, стремительно набирающий обороты.
В модельном ряду компании-производителя уже несколько автомобилей, названия которым даны не мудрствуя лукаво: Tesla Roadster, проект WhiteStar — Tesla Model S (sedan) — седан, проект BlueStar — Tesla Model X (x-cross) — кроссовер, а в конце октября текущего года стало известно, что к 2015 году появится Tesla Model E (entry) — базовый. Проект выпуска Model E (по сути — бюджетной версии Model S, стоимостью не выше 30 тыс. долларов) пройдет под кураторством известного инженера Дуга Филда, работавшего ранее в Segway и Apple, а над дизайном, вероятно, поработает Крис Порритт, бывший сотрудник Aston Martin, создатель модели One-77. По размерам новинка станет либо хетчбэком, либо компактным кроссовером вроде BMW X1, но точной информации пока нет.
Мы же подробно изучим Model S, до недавнего времени — мирового рекордсмена среди серийных электромобилей.
В начале 2013 года на соревновании по драг-рейсингу Palm Beach International Raceway, США (штат Флорида), Tesla Model S в комплектации Performance в борьбе с 500-сильным Dodge Viper SRT10 установил новый рекорд среди серийных электромобилей. Электрокар проехал 402 метра за 12.371 секунды, разогнавшись до 60 миль (96 км/ч) за 3.9 секунды. Динамика разгона, заявленная производителем, составляла 4.4 секунды. Максимальная же скорость электромобиля составила 178.3 км/ч.
Рекорд был зафиксирован представителями Национальной драг-рейсинговой ассоциации электромобилей (National Electric Drag-Racing Association), назвавшими Tesla Model S быстрейшим серийным электромобилем в мире. Ранее Tesla Model S обошел по скоростным показателям Porsche 911, BMW 3 Series, Cadillac ATS, Toyota Avalon, Subaru BRZ и др.
За современным дизайном Tesla Model S скрывается алюминиевый корпус, революционная трансмиссия, превосходная управляемость, рекордная эффективность и действительно удобный и просторный салон.
Несколько футуристичный интерьер выглядит роскошно и лаконично — в салоне нет дверных ручек, все управление производится благодаря сенсорным датчикам. Замка зажигания тоже нет — машина «заводится» автоматически во время посадки водителя. Речь о просторности салона не только рекламный ход — здесь имеется 5 посадочных мест для взрослых и два дополнительных — для детей. Удивительно приятно выглядит абсолютно ровный пол, внутри электромобиля отсутствуют дополнительные карманы и «бардачки», которые, по мнению дизайнеров, только лишают внутренний интерьер привлекательности. Для обивки салона и кресел использованы кожа и дерево. В дополнение к весьма вместительному багажнику оборудовано место под капотом. Окна дверей выполнены без рамок.
В центре приборной панели установлен огромный 17-дюймовый сенсорный дисплей, с доступом в интернет, просмотром веб-страниц и потоковым радио. Панорамный люк на крыше управляется передвижением пальца по экрану.
Что же у Model S внутри? Литий-ионный аккумулятор емкостью 85 кВт/ч. В 16 блоках таких батарей, которые составляют основу питания автомобиля, находится около 7 тысяч пальчиковых батареек Panasonic (способ распределения положительных и отрицательных контактов хранится в секрете).
Tesla Model S 2013 оснащен мощным высокопроизводительным электромотором (416 л.с.), позволяющим разогнать машину от 0 до 100 км/ч за 4.3 секунды. Максимальный крутящий момент 443 Нм обеспечивает мгновенный бесшумный старт — в салоне можно услышать даже тиканье часов. Здесь нет сцепления, нет привычной трансмиссии. Привод — задний, но спереди есть 2 дополнительных электромотора, на случай скользкого покрытия, передача — прямая, разгон очень быстрый и плавный. Стоит отпустить газ — машина начинает тормозить. Во время торможения происходит рекуперация энергии — автомобиль снова заряжается и 90 % заряда возвращается в батареи.
Вместе с мощным мотором и быстрым разгоном до сотни, новыми электроусилителем руля и подвеской, со снаряженной массой в 2041 кг Model S имеет отличный спортивный потенциал. Центр тяжести располагается ниже оси вращения колеса, как в болиде Формулы-1, что обеспечивает отличную способность Model S «держаться» за дорогу.
Экономичность и экологичность американского суперкара достигается за счет установки аккумуляторной батареи, полный заряд которой обеспечивает электромобилю до 480 километров пробега — это рекордные возможности для электрокаров. В базовой комплектации Model S поставляется с двумя «зарядками» — на 120 и 220В, одна из которых способна полностью зарядить батарею в течение получаса.
Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) провела краш-тесты премиального электрокара Tesla Model S: автомобиль подвергся фронтальному столкновению на скорости 56 км/ч, ряду боковых ударов и тесту на опрокидывание, в результате был удостоен самых высоких оценок безопасности.
Однако осень 2013 года отметилась для Tesla Model S чередой неудач: трижды за месяц произошло возгорание автомобиля в результате ДТП. Ни один водитель не пострадал. При очень высокой безопасности самой конструкции, седан имеет «ахиллесову пяту» в аккумуляторном отсеке. В компании Tesla же считают, что в случае аналогичных аварий, последствия для автомобилей с бензиновым двигателем могли быть гораздо серьезнее.
Электромобиль от Tesla — дорогое удовольствие: в США стартовая цена на базовую модель составляет 49 900 $, модели с более мощной батареей стоит 58 570 $ и 68 900 $, а за комплектацию Performance придется выложить 78 750 $.
С середины 2013 года Tesla Model S продается и в Европе. Первый американский электрокар на европейском рынке отправился в Норвегию, где уже созданы все условия для того, чтоб с удовольствием разъезжать на электромобиле. Цена на европейский вариант Model S составляет от 51 500 евро.
Получается, что покупка самого недорогого электромобиля Tesla обойдется в два раза дороже аналога, например, от Nissan, который, правда, имеет втрое меньший пробег на одной зарядке.
Это интересно!
Исторический момент
Хотя автомобильный рынок Норвегии невелик, но это событие уже окрестили историческим: в сентябре 2013 года Tesla Model S стал лидером продаж среди электромобилей в Норвегии — продано чуть более 600 машин, это 5.1% от общих продаж автомобилей в стране. В шести городах Норвегии совсем недавно компания Tesla Motors установила по одной станции быстрой зарядки Supercharger, где владельцы электрокаров Tesla могут заряжать свои агрегаты бесплатно.
Сейчас в Норвегии насчитывается около 15 000 электромобилей, а к 2018 году эта цифра, скорее всего, вырастет до 50 000. Правительство страны всячески способствует развитию электрического транспорта: владельцы электрокаров освобождены от транспортного налога, налогов на добавленную стоимость и на регистрацию. В Осло водители электрокаров имеют возможность бесплатно парковаться и ездить по полосе общественного транспорта, вероятно, именно поэтому количество электрокаров на душу населения здесь является самым высоким в мире. Или все-таки потому, что в Норвегии — одни из самых высоких цен на бензин?
На зарядку становись!
Tesla Motors усиленно занимается развитием инфраструктуры быстрых и бесплатных для клиентов станций зарядок. В мае на конференции D11 AllThingsD Элон Маск сообщил, что уже летом этого года количество станций быстрой зарядки Supercharger в США увеличится втрое, а к концу года электромобиль можно будет смело использовать на 70% территории США. К 2015 году необходимым числом быстрых электрозаправок планируется обеспечить всю страну и соседнюю Канаду.
Зарядка на Supercharger длится около получаса, этого времени хватает, чтобы Model S восполнил энергию на 250–300 км пути. По разным оценкам, стоимость полной зарядки не превышает 11 долларов, а хватает его в среднем на 450 км, это примерно в 3 раза дешевле, чем заправка бензином традиционного автомобиля.
Можно перезарядить Model S путём автоматической замены батареи: процедура занимает около 1.5 минуты — это более чем в два раза быстрее заправки полного бака аналогичного бензинового автомобиля, по стоимости же обходится порядка 60–80 долларов, что примерно соответствует стоимости полного бака бензина.
По заявлению президента компании Элона Маска, «медленная» (20–30 минут) зарядка батареи Model S на заправочных станциях компании останется бесплатной.
Наша Раша
Двое россиян уже обзавелись американскими электромобилями. На YouTUBE появилось видео сибирских журналистов о тест-драйве Tesla Model S с участием его первого владельца — Константин Горохов проживает в г. Барнаул.
Из отзыва второго владельца в ЖЖ — Каргинова Андрея Витальевича (оригинал текста: http://kak-eto-sdelano.livejournal.com/124457.html):
«…надо учитывать, что реальный расход электричества, в режиме уличных гонок (по-другому я на ней пока не езжу) в 1.5 раза выше номинального. Запас соответственно не 400 км, а 250–300. Реальный дневной пробег типового „внутриМКАДыша“ — в пределах 100–150км. „ЗаМКАДыши“ ездят 150–200км. Соответственно каждый день нужно заряжать не всю батарею, а половинку или 2/3. И не 10 часов, а 5-6-7. Это всё. Больше никаких особенностей и откровений. Просто каждый вечер ставим на зарядку айфон, айпад, макбук и теслу».
Фото: www.teslamotors.com, voltmachine.ru