Декабрь 1898 года. На безлюдной аллее парка города Ашер, к старту готовились четыре экипажа. Три «паровичка», и двухместный электромобиль Шарля Жанто (на фото ниже), которому жизненно необходима была известность для продажи его творений. А если учесть, что конкуренция в стане электромобилей в конце 19 — начале 20 века была очень сильна, и, порой, их производство и сбыт превышали все прочие, то он не мог упустить такой шанс, как первый в мире рекордный заезд.
На рубеже веков электрические экипажи привлекали к себе внимание аристократии чистотой, бесшумностью, простотой управления, отсутствием выхлопных газов. Интерес к ним был настолько велик, что их производство и сбыт, были соизмеримы с обычными автомобилями.
Производители электрических и паровых автомобилей боялись натиска бензина и двигателей внутреннего сгорания, и хватались за любую возможность продемонстрировать свои качества. Французский журналист Поль Мейон предложил провести заезд специально подготовленных машин на сравнительно небольшую дистанцию в качестве рекламы. С его лёгкой руки 18 декабря1898 года произошёл первый штурм абсолютного достижения — рекорда скорости.
Электромобиль Жанто весил 1440 кг. Отсек для батарей располагался за салоном. Именно над ним восседал водитель. От аккумулятора электричество поступало на два независимых двигателя. Они располагались под полом салона и по цепной передаче раскручивали ведущие колеса. И пока мы рассказываем вам о будущем рекордсмене, ашерский парк уже познал дыма из котлов трёх проехавших паровиков.
И вот на старт вышел электромобиль Шарля Жанто. За рулём — граф Гастон де Шасслау-Лоба. Жюри и зрители скептически отметили, что после громких и пыльных стартов, выступление электромобиля по меньшей мере несерьёзно. Но… Две минуты монотонного жужжания — и дистанция пройдена. Когда судьи подвели итоги, выяснилось, что именно этот тихоня оказался быстрее всех, установив первый официальный рекорд скорости на суше — 63,149 км\ч. Но слава его длилась недолго. Многие хотели побить рекорд и стать новой восходящей звездой среди электромобилей.
Но Новый 1899 год Жанто встречал счастливым. Создатель «рекордсмена» строил электромобили с 1881 года, но больших успехов не добивался. Ни гонки Париж-Бордо-Париж 1896 года, ни соревнования электрических фиакров успеха не принесли. И вот! Сразу — абсолютный рекорд. Жанто ликовал. Но его лавры не давали житья бельгийцу Камилю Женатци — конструктору и гонщику, прозванному «рыжим дьяволом». Он самостоятельно разрабатывал и строил на мелких фирмах электромобили, но успеха не имел. И тут такая возможность! В случае победы, успех обеспечен. И вот 17 января 1899 года бельгиец решился выехать на своем электромобиле на аллею, которая ещё помнила рекорд Жанто.
Старт! Жужжание моторов, разгон, победный финиш. Результат — 66,657 км\ч. Новый рекорд всего на 3,5 км/ч превзошел прежнее достижение, но начало борьбе за километры и секунды было положено. Первый в мире рекорд не прожил и месяца. Состязание началось!
Через пять дней машина под управлением Жанто снова победила, но победа далась очень тяжело. У электромобиля сгорели тяговые двигатели. Однако рекорд был установлен — 70,310 км/ч. Но снова проходит пять дней и рыжебородый Женатци преодолел рубеж соперника — 80,336 км/ч. Борьба не на жизнь, а на скорость!
4 марта на трассе появился усовершенствованный автомобиль с новым кузовом и более мощными двигателями в 40 л.с. За рулем Граф Шаслу Лоба, которому удалось пройти километр с хода за 38,8 с, достигнув скорости 92,696 км/ч. Жанто ликовал. Прежний рекорд был перекрыт, а ответный ход бельгийца успеха не принес. До заветного стокилометрового рубежа рукой подать.
Бельгиец и не думал сдаваться. Почти два месяца он не давал о себе знать, трудясь в своей мастерской. Он совершенствовал тяжелый экипаж, который прежде исчерпал все свои возможности. А потом и вовсе создал что-то невообразимое. Конструктор водрузил на легкое шасси с небольшими колесами тщательно отполированный кузов из сплава алюминия с вольфрамом напоминавший остроносый снаряд. Он справедливо считал, что таким образом можно уменьшить сопротивление воздуха, которое даже на таких скоростях становилось вполне осязаемым.
Женатци появился в Ашере 1 апреля того же года с новым экипажем со странным названием «Всегда недовольный». «Рыжий дьявол» устроился в своем остроносом агрегате, припал к рычагам управления и, не дождавшись команды хронометристов, ринулся вперед. Этот эпизод так и вошел в историю как «первоапрельская шутка рыжебородого бельгийца».
На подготовку техники к новому старту ушел почти месяц. А 29 апреля всё там же в Ашере он прошел километр с хода за 34 с., впервые покорив заветный рубеж и достигнув скорости 105,876 км/ч. Граф Шаслу-Лоба поздравил победителя и пожал ему руку. Это дружеское рукопожатие ознаменовало конец их соперничества. После поражения, нанесенного «Рыжим дьяволом» Жанто ушел из спорта. Он начал метаться, выпуская то электрические, то бензиновые экипажи, которые особого успеха не имели. А Камиль Женатци прославился своим «рекордом века» и дела его пошли в гору. Правда ненадолго. Он выпускал электрические фургоны только до 1903 года, а затем полностью посвятил себя автомобильному спорту, пересев за руль гоночных «Мерседесов».
Так завершилась электрическая эпоха абсолютного рекорда скорости, пока об электромобиле не вспомнили через многие десятки лет. Абсолютный «электрический» рекорд из XIX века оказался «крепким орешком». В течение трех лет бензиновые соперники тщетно пытались его побить, а покорился он автомобилю с паровой машиной.
Источники: Е.Кочнев «Люди. Автомобили.Рекорды», С.Н.Зигуненко «100 великих рекордов мира»
Фото: livepark.pro