Когда будущая легенда впервые появилась перед публикой, ей пророчили светлое будущее, называли лучшим британским автомобилем и даже говорили, что она затмевает собой Rolls-Royce Silver Ghost. А все потому, что кроме эффектной внешности эта красотка разгонялась до 130 миль в час. Leyland Eight была одной из самых дорогих машин 20-х годов прошлого века.
Сегодня внуки лондонских заядлых автолюбителей может быть хранят еще в воспоминаниях Leyland Motors, как никак компания — ведущий производитель автобусов во всей Великобритании в начале столетия. Основной девиз — комфорт и практичность. Упор делался на низкую раму автобусов, которая была гораздо удобней для пассажиров.
Лейланд — одна из старейших автомобильных фирм мира. За свою, более чем вековую историю, она выпускала практически все виды автотранспорта, проделав путь от сельской мастерской до крупнейшего британского автомобильного концерна, к сожалению, очень быстро растерявшего все свои достижения. Но, на самом деле, история этой марки более чем богата, и среди технических находок и решений у них тоже есть шедевральный раритет.
Родилась известная марка в 1896 г., когда братья Джеймс и Уильям Самнер (Sumner) на месте старой литейной мастерской в городе Лейланд, графство Ланкашир, основали «Ланкаширскую компанию по производству паровых повозок». И назывались они «Ланкашир Стим Мотор Компани» (Lancashire Steam Motor Company). Вскоре братья прославились огромными и неуклюжими паровыми грузовиками и дорожными тягачами. По названию родного города они получили марку Leyland, и их первой моделью в конце 1896 г. стал легкий паровой 1.5-тонный фургон по прозвищу «Поросенок». Но это был неудачный вариант с вертикальным паровым котлом, работавшим на нефти, и горизонтальной 2-цилиндровой паровой машиной мощностью 10–14 л.с., расположенной под полом.
К 1904 г. фирма выпустила 72 паровых грузовика и даже несколько паровых автобусов. К тому времени Lancashire Steam Motor Company уже считалось весьма солидным предприятием, где работало 160 человек. В том же году появился тяжелый 5-тонный грузовик модели «Н» с передним вертикальным паровым котлом с трубчатым парообразователем, выпускавшийся 10 лет. В задней части грузовой платформы подвешивался бак для воды. Горизонтальная паровая машина-компаунд имела два цилиндра — высокого и низкого давления. Она располагалась под массивной стальной рамой и вращала промежуточный вал, с которого крутящий момент передавался двумя бортовыми цепями на задние колеса.
В Leyland даже выпускали машины, которые впоследствии поступили на службу в Королевские военно-воздушные силы.
Но настоящий дебют — эксперимент с разработкой легковой машины — состоялся лишь в 1920 году, когда руководство фирмы решило заняться экономически более выгодным делом. Необходимо было сконструировать дорогую и комфортабельную модель высшего класса, которая смогла бы конкурировать с Rolls-Royce.
Задание приступить к созданию самого лучшего легкового автомобиля, не заботясь о его стоимости, Годфри Пэрри Томас получил еще в 1917 году. Его помощником стал молодой Рэйд Рэйлтон (Reid Railton), который в будущем прославился несколькими разработками и даже участвовал в создании послевоенных Hudson («Хадсон»). Одна из его моделей, созданная как самая скоростная, обрела имя выдающегося инженера — Railton. Он изобрел ее специально для установления рекорда скорости на суше.
Для создания первой легковой модели Leyland, которая получила обозначение Eight, Пэрри Томас выбрал рядный восьмицилиндровый двигатель объемом около 7 литров с одним верхним распредвалом и листовыми клапанными пружинами. Правда, первые экземпляры имели рабочий объем мотора 6967 см3, но затем его увеличили до 7266 см3. Головка блока цилиндров имела полусферические камеры сгорания и верхние клапаны V-образного расположения.
Ходовую часть конструктор продумал до мельчайших деталей. Единственные тормоза на задних колесах снабдили вакуумным усилителем. Впереди тормозов не было вовсе. Задний мост оборудовали консольными четверть эллиптическими рессорами, между которыми находился специальный стабилизатор для поперечной устойчивости. В подвеску были введены торсионы. Задние колеса устанавливались с небольшим положительным развалом, что помогало преодолевать неровные дороги окрестностей Лондона или, как их называют сами англичане, «выпуклые» британские трассы. Таких новинок не было даже на лучшем в то время «Роллс-Ройсе-40/50НР» (Rolls-Royce).
Первый автомобиль получил открытый кузов, который был рассчитан на двоих. Он имел слегка угловатые формы, а также отличался круглыми фарами в квадратном корпусе и прямоугольным радиатором. Со временем появился 5-местный «туристский» кузов, а затем купе производства Windover и седан, изготовленный компанией Vanden Plus.
Представлен новый автомобиль был на Лондонской автомобильной выставке «Олимпия» в 1920 году. Он привлек к себе немало внимания, так как оказался первым авто в Великобритании с рядным 8-цилиндровым двигателем. Это был еще прототип, но его цена складывалась уже тогда — шасси обошлось в две с половиной тысячи фунтов стерлингов.
Журналисты сразу же назвали новинку «Львом Олимпии». К моменту первых продаж стоимость шасси получилось уменьшить до 1875 фунтов стерлингов, а первый 5-местный автомобиль стоил 2,7 тысячи фунтов стерлингов. Покупали машины очень неохотно, ведь это были самые дорогие британские автомобили, да и послевоенный кризис еще не закончился.
И, хоть мощность агрегата составляла 145 лошадиных сил, что позволяло машине разгоняться до 121 км/час, британские покупатели не спешили приобретать новую модель. После изготовления 18 экземпляров проект закрыли. Разработчик Пэрри Томас создал два гоночных авто на основе шасси Leyland Eight. Первое — для себя, а второе — для гонщика Джей Пи Хоуи. Когда Перри Томас уволился из Лейланд и посвятил себя автоспорту, он забрал с собой все неиспользованные части от Восьмерки, включая одно из шасси и отправился на гонки В Бруклэндс.
В 1922 г. Томас перешел в компанию Brooklands («Бруклэндс») и создал из своего экземпляра машину Leyland-Thoraas с 200-сильным двигателем, успешно выступавшую на соревнованиях в середине 20-х гг. А спустя пять лет, погиб во время попытки установления рекорда в Уэльсе на своем автомобиле под названием «Babs», на котором перед этим достиг скорости в 175 миль/час.
После его смерти шасси от Leyland Eight перешло в руки Thomson & Taylor, которые завершили работу над машиной, а кузов для нее изготовили в лондонском ателье Barker&Company. В начале 50-х автомобиль вновь вернулся в компанию Leyland, где его полностью реанимировали и вернули в рабочее состояние.
Еще один экземпляр автомобиля Leyland Eight был собран в 1927 году компанией Thomson & Taylor, которая использовала оригинальные детали модели, снабдив двигателем рабочим объемом 7 л и мощностью 200 л.с. Однако кузов этой разработки значительно отличался от кузова прототипа. Внешне он не имел ничего общего с остальными автомобилями Eight, которые были сданы в металлолом в течение 30-40-х гг.
Именно эта машина и сохранилась до сегодняшних дней — массивный 2-местный спортивный вариант Leyland Eight.
Уже в начале 1970-х годов в Австралии были выпущены автомобили с просторным салоном, вышедшие под маркой Leyland. Они были оснащены 6- и 8-цилиндровыми двигателями. Но и эти модели не завоевали особого внимания. В 1975 году контрольный пакет акций был выкуплен правительством Великобритании, и производство легковых авто под маркой Leyland было прекращено.
Но до сих пор истинные ценители автомобилестроения считают, что Leyland Eight был одним из самых совершенных и роскошных британских автомобилей 20-х годов.
Leyland Eight (1922 г.)
Двигатель: Р8, верхний распредвал
Диаметр цилиндра и ход поршня: 89x140 (146) мм
Рабочий объем: 6967 (7266) см3
Максимальная мощность: 145 л.с.
Коробка передач: 4-ступенчатая механическая
Шасси: на стальной раме
Подвеска: зависимая на листовых рессорах
Тормоза: барабанные (сзади)
Кузов: 4- или 5-местный
Максимальная скорость: 121 км/ч