Кошка прыгающая через забор

Еще в начале 30-х годов начала XX века общественность Великобритании была потрясена шедевром инженерной мысли. Журналисты и зрители в лондонском кафе Mayfair восхищались увиденным, а Уильям Лайонс, радостно потирая ладони, искренне гордился творением своей кампании. Это был первый спортивный автомобиль фирмы Cars Ltd of Coventry, которую он выкупил у партнера по бизнесу. Автомобиль, воплотивший в себе комфорт и практичность, неимоверную мощь, машина, которую знала вся Англия, разгонялась до 100 миль/ч и не мудрствуя лукаво получившая соответственно имя SS100.

Еще в начале 30-х годов начала XX века общественность Великобритании была потрясена шедевром инженерной мысли. Журналисты и зрители в лондонском кафе Mayfair восхищались увиденным, а Уильям Лайонс, радостно потирая ладони, искренне гордился творением своей кампании. Это был первый спортивный автомобиль фирмы Cars Ltd of Coventry, которую он выкупил у партнера по бизнесу. Автомобиль, воплотивший в себе комфорт и практичность, неимоверную мощь, машина, которую знала вся Англия, разгонялась до 100 миль/ч и не мудрствуя лукаво получившая соответственно имя SS100.

Случилось так, что встретились однажды два молодых дарования. В 1920 году родители Уильяма Уолмсли (William Walmsley) переехали из Стокпорта в Блэкпул. Там их сын смог продолжить свой бизнес по изготовлению самобеглых мотоколясок, которые очень быстро заприметил прыткий сосед Уильям Лайонс (William Lyons). Сначала парень купил одну мотоколяску ради интереса, а потом предложил младшему Уолмсли открыть свое дело. Будучи наследником отцовского фортепианного бизнеса, Лайонс имел капитал, и, что самое главное, понимал, как нужно вести дела на рынке. Как только Уильяму исполнился 21 год, соседи зарегистрировали фирму Swallow Sidecar, что означало «Мотоколяски Ласточка». И хоть многие говорят, что из ласточки ягуара не сделать, энергичные английские парни доказали всему миру, что провернуть такой фокус вполне возможно. Спустя несколько лет Лайонс и его помощники создали серию автомобилей, вызывавших восторг автовладельцев и зависть конкурентов.

К выставке 1931 года Уолмсли и Лайонс подготовили седан собственного производства. Трудно было сказать, что было сделано лучше — автомобиль с именем Standard Swallow или реклама, рассказывающая о диких повадках Jaguar. Самая дорогая модель Swallow, базирующаяся на шасси Standard Ensign Six, стоила 275 фунтов, но в рекламе отмечалось, что машина «смотрится на 1000 фунтов». Кроме того, реклама компании жонглировала такими фразами, как «комфорт», «прелесть», «грация», «идеальная машина по идеальной цене».

Вероятнее всего, название Jaguar придумали Лайонс и заведующий рекламным отделом Рэнкин, после чего фирма придумала накапотную фигурку, в шутку прозвав ее «кошка, прыгающая через забор». С самых первых шагов в автомобилестроении Лайонс придавал особое значение соотношению запрашиваемой цены продукта, и той стоимости, которая казалась наиболее реальной непосвященному наблюдателю. Это была правильная идея на пути к совершенному супекару.

«Внешний облик Jaguar SS100», — заявлял он, «лучший в своем роде». Длинный капот, чувственные крылья, роскошный салон и внутренняя отделка. В стремительном силуэте и элегантном дизайне кузова SS читалось — «я сделан для спорта». Надежные боковые окна и тент, а так же легко читаемые приборы на передней панели говорили — «не только красив, но и практичен». К 1938 году SS100 отличался от своих предшественников лишь огромными тормозными барабанами Girling и массивными фарами Lucas. В техническом плане эта модель стала настоящим произведением Гарри Уислейка (Harry Weslake).

Случилось так, что бывший специалист из Bentley пообещал Уильяму Лайонсу создать двухкамерный карбюратор, клапана расположить в головке цилиндров, а распредвал разместить над ними. Все эти махинации должны были увеличить мощность машины от 70 л.с. до 100 л.с., а так же сделать возможным соединение с шестицилиндровым блоком от Standard.

Двигатель, прославивший Jaguar родился лишь в 1943 году, когда инженеры кампании несли ночные пожарные вахты во время Второй Мировой. А пока лондонский специалист Гарри Уислейк выполнял одно обещание за другим. Jaguar SS100 с укороченным шасси с зависимой подвеской на листовых рессорах воистину таил в себе сердце дикой кошки. Шесть цилиндров общим объемом 2.7 л с верхним расположением клапанов, коленчатый вал, вращавшийся в семи коренных подшипниках, шатуны из легкого сплава и два карбюратора. Ах да, еще электрический бензонасос, и мощность автомобиля достигла 102 л.с. Уильям Лайонс должен был считать Гарри настоящим волшебником.

Даже в середине 90-х годов журналисты, тестирующие SS100 отмечали: «Наряду с примитивной подвеской и очень тяжелым сцеплением модель превосходна и отзывчива в рулевом управлении и эффективна при торможении».

В начале своей «карьеры» Jaguar SS100 массой 1170 кг мог разогнаться до 94 миль/ч (151 км/ч). Позже, к 1938 году, открытый двухместный седан получил новую 3.5-литровую версию того же самого мотора, который развивал уже 125 л.с., разгоняясь до 50 миль/ч (80 км/ч) за 7,1 секунд, а до 60 миль/ч (96 км/ч) меньше, чем за 9 секунд.

Jaguar стал фантастическим автомобилем начала 30-х годов. Сдвоенный карбюратор, трансмиссия из 4х-ступенчатой коробки передач и кошка готова к прыжку. Победы на Rally RAC в течении трех лет с 1937 года, а так же призовые места на Alpin Rally, Rally Monte-Carlo и Vila Real доказали, что SS100 стал настоящим гоночным бойцом. Сколько километров пробежала эта кошка точно не знал никто. Однако всем было известно, что снимая с себя все лишнее, этот Jaguar развивал немыслимую тогда скорость. Так на «Осеннем гандикапе» в Brooklands пилот Томми Уиздом на своем лучшем круге показал результат 190,01 км/ч. Журналисты того времени, работавшие в «Autocar» писали: «Когда этим автомобилем умело управляют, с ним мало кто сможет соперничать».

Эффектный кузов с длинными низкими крыльями на 18-ти дюймовых колесах все чаще мелькал на подиуме гоночных соревнований, но конец триумфу положила Вторая Мировая Война. Название кампании «SS» были вынуждены заменить из-за ассоциаций с гитлеровскими карательными отрядами. Так одних из лучших производителей автомобилей тех лет и стал называться Jaguar Cars Ltd., а производство грандиозной и элегантной серии закончилось. SS100 стал первым в мире по-настоящему спортивным автомобилем и первым по-настоящему притягательным творением Jaguar. Это раритет и престиж в одном лице, ведь было выпущено всего 116 моделей с мотором 3.5 л. В хорошем состоянии эту дикую кошку сейчас можно купить за 300 000 евро. И хоть не прошло еще и ста лет, цена автомобиля этой марки менее 500 фунтов (в самом начале 30-х годов прошлого века) исчезла в один прыжок.

А легендарным скачком сквозь время стало производство необычного суперкара, где нет двигателя внутреннего сгорания, зато есть четыре электромотора (один на каждое колесо) каждый мощностью в 195 л.с. Скоростные параметры модели массой 1350 кг сумасшедшие. До 100 км/ч прототип способен разогнаться за 3.4 с., до 160 км/ч за 5.5 с, а до 300 км/ч всего за 15,7 с. Максимальная скорость 330 км/ч. А главная гордость конструкторов — активная аэродинамика.

К современным достижениям кампании относится и модель XKR-S. Его модернизированный 5-ти литровый алюминиевый двигатель AJ-V8 Gen III R V8 Vortex Roots-Type Supercharged, который развивает мощность 550 л.с на 6000 об/мин при максимальном крутящем момент в 680 Н/м на 2500 об/мин. дает предельную скорость в 314 км/ч.

Но и это еще не все. Никто, кроме Jaguar, до сих пор так и не использует систему индексации моделей по... максимальной скорости. Основу этой традиции положил Jaguar SS100 и XK100. Эти модели были способны набирать 100 миль/ч (чуть больше 160 км/ч). Потом была череда XK120, XK140, XK150... Наконец, XJ220. Правда, если верить английскому справочнику по коллекционным автомобилям, в реальности максимальная скорость суперкара составляет не 220, а «всего» 217 миль/ч. В переводе на привычную нам метрическую систему — 350 км/ч!

И, надо признать, лишь немногие марки машин на современных автострадах обладают такими богатыми традициями и выдающимися характеристиками, как Jaguar.

Фото: www.autocries.ru, www.carpedia.ru, www.ultimatecarspage.com

Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.