«Гонщики выжимали из своих автомобилей все, что могли. Спицы колес ломались от ударов об камни, рвались приводные цепи, засорялись пылью карбюраторы бензиновых и горелки паровых автомобилей, выходили из строя двигатели. Давление в паровых двигателях падало на тяжелых участках дороги, заставляя шоферов тратить время на разведение паров. Кочегары на запятках угорали от дыма».
По отзывам очевидцев соревнование было более чем напряженным. Тогда к финишу пришли 13 бензиновых и 2 паровых автомобиля. А первое место поделили авто разработки Левассора и Пежо, которые показали среднюю скорость 20.5 км/ч. Их машины показали себя экономичными, безопасными и легкими в управлении и обслуживании, что, согласитесь, удивительно для XIX века. Ведь именно тогда был поставлен первый рекорд скорости на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания. И именно тогда люди начали понимать, что автомобили не только экипаж для прогулок и праздничных выездов, а техника, способная доставить из пункта А в пункт Б быстрее и надежнее, чем самая крепкая телега.
Но путь к высокой скорости оказался тернистым. Поначалу изобретатели чаще всего просто брали конную повозку и прикрепляли к ней двигатель. Он размещался сзади, под сиденьями. Большинство других приспособлений также были унаследованы от конных экипажей или велосипедов. Но размещение двигателя сзади под сиденьем стало проблематичным, так как мотор нуждался в хорошем охлаждении, а приводные ремни (передающие крутящий момент с двигателя на колеса) не выдерживали столь большого напряжения. Машины развивались вместе с идеями и чертежами самых талантливых конструкторов. Наступило время не просто переезжать от дома к дому. Наступила пора гонять на скорость.
Так, французский бизнесмен и почитатель технологий, решил использовать двигатель внутреннего сгорания и построить свой автомобиль для гонок. Звали его Эмиль Левассор. Обладая острым инженерным умом и предпринимательским чутьем, он стал одним из пионеров автомобилестроения и автоспорта. Эмиль родился в Париже. Выучившись в институте «Эколь Сентраль» (Ecole Centrale), он в 28 лет вместе со своим однокурсником и другом Рене Панаром вошел в состав правления фирмы «Перен», выпускавшей деревообрабатывающие станки.
Благодаря близкому знакомому Эдуарду Саразену, который в 1889 году купил у Готлиба Даймлера лицензию на его двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, Эмиль не просто заинтересовался конструкцией мотора. Он решил создать автомобиль для гонок. Так случилось, что после смерти Саразена и женитьбы на его вдове, предприимчивый Эмиль получил в качестве приданого патенты Даймлера и продолжил выпуск двигателей. А фирма «Перен» окончательно перешла в руки Панара и Левассора. Вскоре они наладили производство двигателей под маркой «Панар-Левассор».
И вот в 1890 г. на заводе «Панар-Левассор» в Париже совместно с компанией «Пежо» построили первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, готовый выйти на трассы и покорить всех. Однако только через четыре года были организованы первые в мире автомобильные гонки.
Длина той трассы была 127 км — от Парижа до Руана. На старт заявились 102 автомобиля. И так как никаких ограничений на устройство самодвижущихся экипажей не налагалось, посоревноваться приехали бензиновые, паровые, и даже электрические автомобили. Но особо интересные были те, что по утверждениям гонщиков и конструкторов, двигались при помощи земного притяжения или же на «сжатой воде». И при этом им всем разрешили участвовать. Правда на старте гонки оказалось всего 14 бензиновых и 7 паровых автомобилей, так как во время отборочных заездов более половины экипажей даже не смогли сдвинуться с места.
Первая гонка в мире имела очень важные последствия для автомобилестроения. Она не только показала, что автомобиль является работоспособным экипажем, но и указала изобретателям путь дальнейшего развития. Для многих стало очевидным, какие детали и механизмы нужно усовершенствовать, а может и переделать.
После знаменательного события Эмиль Левассор предложил новую конструкцию автомобиля. Нужно было разместить двигатель и радиатор охлаждения спереди. Внеся также другие изменения в устройство машины, он представил свое изобретение на суд публики и … дороги. И поставил Первый рекорд скорости на автомобиле с двигателем внутреннего сгорания в гонке Париж — Бордо — Париж в 1895 году. После такого, успех был гарантирован.
С тех пор широко известна его фраза, сказанная после финиша: «Это было безумие! Я делал до тридцати километров в час!». Но история эта отнюдь не со счастливым концом. В 1896 г. Эмиль принял участие в гонке Пириж-Марсель-Париж и попал в аварию. По словам очевидцев в различных газетных изданиях писали, что Левассор пытался избежать наезда на собаку, тем самым подвергнув опасности свою жизнь. В следующем году талантливейший инженер умер в Париже, где жители города установили памятник на месте финиша знаменитой гонки.
А компания «Панар-Левассор» успешно работала на автомобильном рынке до 1965 года, пока не слилась с более сильной компанией — «Ситроен». Наградой за мировой рекорд не всегда была слава иль почести. Иногда ценой становилась жизнь.