Несмотря на то, что автомобиль уже неоднократно демонстрировался на различных выставках и автосалонах, его появление всегда вызывает фурор. Удивительной красоты футуристические формы напоминают космический флаер, а тот факт, что это Porsche, заставляет страстно желать попасть за его руль и попробовать в деле.
Но помимо всего этого мне лично всегда интересно, как же создали такой невероятный автомобиль, и какие шаги были сделаны на этом непростом пути.
Концепция Porsche 918 Hybrid еще в 2010 году была испытана на гоночном прототипе Porsche 911 GT3 R Hybrid. В частности в мае 2011 года GT3 R Hybrid принимала участие самом популярном немецком марафоне — гонке 24 часа Нюрбургринга и победила в своей категории. Впервые модель 918 в варианте кузова родстер («918 Spyder») была представлена в качества концепта на Женевском автосалоне в 2010. Разработка концептуального среднемоторного Porsche 918 — от появления первых набросков до постройки рабочего экземпляра — заняла всего пять месяцев.
Прошедший недавно в Крокус Экспо Московский международный автомобильный салон также не устоял перед искушением показать 918-й. Ну а я не устояла перед искушением взять интервью у технического руководителя проекта Михаэля Хёльшера, который приехал в Москву чтобы представить автомобиль.
Герр Хёльшер является техническим директором проекта Porsche 918 Hybrid и координирует все работы в области технологических и интеллектуальных решений. При этом стоит отметить, что Porsche 918 стал логическим продолжением его предыдущей работы над проектом Carrera GT, а многие технологии, использованные там были перенесены в 918-й. К сожалению, мое пожелание герру Хёльшеру получить вслед за Carrera GT и Porsche 918 Hybrid следующий, не менее интересный проект, оказалось нереализуемым: этот высококласный специалист решил закончить свою карьеру.
Тем интереснее был наш разговор.
Каким образом родился проект этого невероятного автомобиля?
Для нас это, возможно, уже стало традицией, что каждые 10 лет мы разрабатываем спортивный суперкар. Предыдущим проектом была Carrera GT, и я прекрасно помню тот момент, когда она навсегда покинула производственные цеха, а я уже делал презентацию ее последователя. Надо сказать, что у каждого нового суперкара все основные параметры всегда стандартны: быстрее, мощнее, изящнее.
Перед нами как компанией стоит одновременно несколько задач: с одной стороны, доказать, что мы можем производить самые лучшие и самые мощные автомобили. Но с другой стороны, нужно продемонстрировать, что наша ответственность, касающаяся сохранения природных ресурсов и соблюдения чистоты окружающей среды не является просто словами. И Porsche 918 Hybrid является примером того, как возможно реализовать эти взаимоисключающие задачи в одном автомобиле.
Мы сумели на тот момент создать самый быстрый гражданский автомобиль, который проехал Северную Петлю. А для нас это самый первый и самый главный критерий проверки качества и состоятельности спорткара. Но было необходимо выдержать также требования по расходу топлива, которые предъявляются к самым экономичным транспортным средствам. Нам было понятно, что для того, чтобы добиться всех поставленных задач, проект необходимо начинать с нуля. Обладая достаточными знаниями для разработки концептуальной модели гибридной технологии, мы поставили вопрос об этом перед Советом директоров. И что самое удивительное — нам дали зеленый свет, но с одним условием: что в 2010 году мы уже представим концепт публике.
Насколько технологии, которые используются в 918 Hybrid, сопоставимы с теми технологиями, которые используются в прототипе 911 GT3 R Hybrid?
Это разные машины, разные технологии и разные платформы. Они и не могут быть одинаковыми, так как у обеих моделей совершенно разные задачи.В частности, у гоночного и гражданского автомобиля разное значение имеет дальность хода на батарейке. По законодательной норме для гражданских автомобилей это значение не может быть меньше 25 км, а в гонках, как вы понимаете, это вообще не имеет значения. Но у этих автомобилей есть одна общая черта: в их разработке участвовали одни и те же инженеры, которые по сути привнесли ноу-хау с проекта GT3 в 918 Hybrid, а затем эти технологии перекочевали уже в Porsche 919. Ну а потом часть этих технологий отправилась дальше — в серийные автомобили.
Я знаю, как важны для немецких производителей и, прежде всего, для вашей компании времена круга, показанные на Северной петле Нюрбургринга. И знаю, что 918-й сумел показать 6:57 минут. Это прекрасное время. Но ставили ли вы изначально перед автомобилем какую-то задачу, какой-то временной предел?
С самого начала требование к автомобилю было проехать трассу быстрее, чем Carrera GT, которая продемонстрировала 7.32 минуты. Но GT2 RS был быстрее: 7.24. Соответственно, и 918-й должен был быть быстрее. В 2012 году прототип 918-го проехал НШ за 7.14. При этом машина была еще не завершена. Мы надеялись, что нам удастся опуститься ниже 7 минут, но это было не так просто. И вот в сентябре 2013 года мы выехали на Нордшляйфе. Это было два самых эмоциональных дня за всю историю работы над этим гибридом. 6.57!!! Тяжелая работа.
Есть ли какие-то дальнейшие планы по созданию следующего суперкара? И, если да, то когда его ждать? Еще через 7 лет?
Прежде всего, если даже планы есть, то здесь мы их обсуждать не будем. Во-вторых, наш опыт показал, что рынок через 10 лет будет готов принять автомобиль совсем другого рода. Только с течением времени мы поймем, какие требования будут к нему предъявляться, сейчас еще слишком рано. Полагаю, что следующий концепт-кар будет выглядеть совсем по-другому. Но одно я знаю точно: главной целью по-прежнему будет стать самым быстрым серийным спорткаром на Нюрнбургринге.
На какого покупателя вы рассчитывали эту модель?
Эта машина продается во всем мире. И по большей части она реализуется без каких-либо доработок с технической точки зрения, за исключением, пожалуй, США. Единственное исключение — это страны, где запрещен автомобиль с левым рулем.
Что же касается его стоимости… Да, он очень дорогой. Но к этому можно относиться по-разному. Вы должны понимать, что для разработка такого автомобиля сама по себе не была дешевой. Различные тесты и испытания также были весьма дорогостоящи. И одно дело, когда они проводятся для автомобиля партией в 150 тысяч штук, и совсем другое, когда это модель с производственным количеством 918 штук.
Финальная стоимость автомобиля рассчитывается исходя из окупаемости проекта. Можно задать вопрос: за какой продукт я заплачу такое количество денег? А можно спросить: заплатив такую сумму, ЧТО я получу?
Конечно, у нас есть конкуренты, но предлагают ли они БОЛЬШЕ, чем мы, и ЛУЧШЕ, чем мы — вам решать.
А сколько экземпляров уже выпущено?
Мы взяли на себя обещание, что общее количество экземпляров составит 918 штук. Сейчас мы производим 4 автомобиля в день. Это хороший уровень с учетом того, что надо было сначала обучить персонал, ввести его в курс дела, а затем уже увеличивать темпы. На данный момент мы произвели уже примерно треть от общего числа.
Есть ли очередь на эти автомобили, как быстро клиент их получает?
Срок ожидания составляет примерно один год, но все автомобили уже раскуплены вперед.
Как производятся эти автомобили? Где, к примеру, штампуют кузова, где производят двигатели?
Мы пытаемся найти самых лучших поставщиков материалов и компонентов для каждой конкретной технологии. Даже по производству одного только углепластика у нас предусмотрено 6 различных технологий. И для каждой из них мы выбираем своего агента, каждый имеет свою специфику. Углепластик мы получаем, например, из Австрии, Англии, Словении и Китая.
Радиаторы, а это, кстати, самая долгопутешествующая деталь автомобиля, поставляются к нам из Австралии. Но по возможности стараемся искать кого-то поближе.
Что касается кузова, то он производится по гоночной технологии. Он представляет из себя монокок, который производится специальной австрийской компанией. Рама, на которую монтируется двигатель, производится в Германии. А навесные части кузова, например, крылья, капот, поставляются из Англии. Что касается двигателя, литые части изготавливаются в Германии. Карданный вал тоже в Германии, шатуны из Австрии, а поршни из США. Мы взяли лучшее, что было в мире.
Какого будущего Вы бы хотели для этого автомобиля?
Эту машину можно использовать одинаково успешно как на гоночной трассе, так и в повседневной жизни. Собственно, как любой порше. Мы лично знакомы с большинством наших клиентов, и уверены, что они этот автомобиль не променяют и не подарят, но будут на нем ездить. Другие воспринимают его скорее в качестве музейного экспоната, и после 5 лет пробег вряд ли превысит 5000 км.
Что же касается другой стороны этого вопроса, то я знаю, что технологи и ноу-хау из Porsche 918 Hybrid будут перенесены в новые модели. И, таким образом, нам удастся реализовать трансферт технологий, которые стали нам доступны в рамках разработки данной модели, уже на более простые и менее спортивные модели, вплоть до Boxster’a, чтобы все наши клиенты могли наслаждаться спортивными технологиями будущего.