Во времена промышленной революции в Англии луддиты протестовали против внедрения машин в производство, пилоты раллийной Group B заявляют, что современный WRC — для мальчиков, а любого фаната классических американских автомобилей начинает непроизвольно подташнивать от одного упоминания об электромобилях.
Это нормально, потому что так было всегда, а конфликт поколений — неотъемлемый атрибут общественной жизни. И если в контексте «раньше трава была зеленее» класс Funny Car мы уже разобрали, то на этот раз мы поговорим о единственном атмосферном Pro-дивизионе.
Заезды в классе Pro Stock проводятся в NHRA, как правило, после того, как отгремели своими моторами нитрометановые монстры. И если бросить взгляд на трибуны, то можно заметить, что после того, как последняя пара Funny Car болидов пересекла финишную черту, публика начинает расходиться по более важным делам, таким как съесть пару хот-догов, выпить стакан пива, или же просто побродить по паддокам в надежде урвать автограф любимого пилота. Это указывает лишь на то, что интерес к дивизиону стремительно падает, а статистика просмотров платных трансляций является прямым тому подтверждением.
С нитрометановыми классами все ясно — это всегда невероятно громко, запредельно быстро, а посему крайне зрелищно. Да и если там взрываются моторы, то это гарантия первоклассной огненной феерии. Класс Pro Stock же на момент своего основания был примечателен тем, что в нем участвовали заводские автомобили с минимальными доработками, и поэтому болельщикам было очень просто представить себя в шкуре пилота, а соответственно сопереживать происходящему на стрипе. Фанаты с легкостью идентифицировали себя с конкретными автомобильными брендами, просто потому что на гонки они приезжают практически на таких же машинах.
Что же мы имеем сейчас? Изменившийся в пользу электронного впрыска регламент еще больше увеличил пропасть между топовыми командами и аутсайдерами, потому что подготовить за непродолжительный период межсезонья конкурентоспособную комбинацию двигателя и коробки передач — это огромные финансовые затраты. Не у всех конюшен в активах есть жирные спонсорские контракты, обширная техническая база и именитые специалисты в области инженерии. И это неминуемо привело к тому, что вслед за скучающими зрителями стрипы стали покидать и участники, которых порой не хватает даже для того чтобы забить стартовую решетку перед заездами на выбывание.
Помимо этого все эти нововведения, включая ограничитель оборотов (10500 об/мин) и единственную разрешенную систему впуска фирмы Holley, оставили просто минимум простора для полета инженерной мысли. На данный момент по большому счету все поле для творчества сократилось до конфигурации впускного коллектора, что также свело практически на нет конкуренцию в контексте технической части соревнований.
Кто следит за чемпионатом, прекрасно помнит, что после того, как основательно был переписан рулбук, на протяжении половины сезона два пилота команды KB Racing по очереди светились на подиуме на фоне того, что их оппоненты, несмотря на молниеносную реакцию на старте и безошибочные переключения, попросту не могли за ними угнаться, и исход гонки был уже предрешен на отметке в 660 футов. Постепенно ситуация выровнялась, подтянулись и Gray Motorsports и Elite Motorsports, но глобально это никак не повлияло на зрелищность гонок, потому что Dodge сократил свою программу до минимума, Ford уже давно представлен в серии лишь парочкой аутсайдеров в классе Funny Car, а класс Pro Stock можно с чистой совестью переименовывать в Pro Stock Camaro.
И если раньше болельщики наблюдали, как максимально похожий на свой дорожный аналог Ford Mustang с мотором 428 Cobra Jet соревнуется с Dodge Challenger, который выглядит как Dodge Challenger, с культовым 426 Hemi под капотом, то современные реалии навевают лишь унынье. 14 Camaro с одинаковыми по архитектуре двигателями DRCE третьего поколения уделывают в одну калитку парочку Dodge Dart, оснащенных 500-кубовыми Hemi. Это все, что предлагают фанатам этого спорта боссы NHRA в 2017 году. Ты либо болеешь за конкретного гонщика, либо выбираешь себе команду по принципу: «Я сегодня за Грега Андерсона, потому что вчера сделал заказ на Summit Racing». Вы серьезно? До кучи в конце этого сезона уходит в отставку ветеран Аллен Джонсон, который на данный момент остается единственным хоть сколько-нибудь конкурентоспособным пилотом, представляющим Chrysler Corporation в классе. И тогда уже наверняка вслед за почитателями Ford с трибун исчезнут и фанаты Dodge, да и те, кто жизнь бы отдал за крест Chevrolet, я думаю, также у стрипа не задержаться, потому что интрига в борьбе между производителями исчезнет фактически.
Что же делать? Вернуть Pro Stock к его корням! Т.е. максимально приблизить техническую базу болидов к тому, что сейчас мы можем встретить на дорогах общего пользования. Понятно, что в пользу узнаваемости кузовов вряд ли что-то изменится, потому что идти против аэродинамики никто не станет, но ведь возможно перезапустить класс с точки зрения технической начинки. Ни один производитель уже давно не ставит в свои гражданские автомобили 500-кубовые моторы, зато каждый представитель Большой Тройки имеет в своем арсенале широчайшую линейку из различных силовых установок: атмосферных и наддувных, больших и маленьких, оборотистых и не очень. Это подстегнет автогигантов пересмотреть свое отношение к знаменитому лозунгу «В воскресение победил, в понедельник продал», и конкуренция неминуемо вернется на стрипы. Естественно, подобный перезапуск потребует тотальной переработки регламента в сторону зависимости минимально допустимой массы болида от конфигурации двигателя. Но все это уже было в семидесятых и отлично работало, поэтому и в 2018-м не должно возникнуть нерешаемых проблем.
Второй метод еще проще и в то же время радикальнее. Выкинуть Pro Stock из списка Pro-классов и заменить его дивизионом Pro Mod, в котором конкуренция просто зашкаливает, разрешены нижневальные V8 на любой вкус, а ассортимент представленных там кузовов удовлетворит даже самого требовательного любителя четырехколесной техники. Вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что смотреть на заезд турбированного Plymouth Superbird против Chevrolet Bel Air’56, оснащенного закисью азота, гораздо интереснее, нежели наблюдать противостояние двух абсолютно идентичных и внешне и технически Camaro. Но на это боссы NHRA точно не пойдут, потому что в таком случае класс Pro Stock совершенно точно станет не нужным ни зрителям, ни пилотам, ни спонсорам. И тогда история некогда одного из самых конкурентных дивизионов завершиться окончательно.
Вот такие не радужные тенденции мы имеем на данный момент, а верхушка ассоциации пока даже на словах не собирается что-либо менять. А это значит, что дивизион продолжит стагнировать и дальше. Полупустые трибуны — это даже не тревожный звоночек, это набат, в который бьют десятки тысяч фанатов этого спорта, и не прислушаться к ним было бы крайне недальновидно.