Специально для Dragtimes.ru комментатор IndyCar на Viasat Sport Сергей Беднарук рассказывает о том, почему эти гонки круче Формулы 1.
Судите сами: в 16-ти гонках прошлого сезона победы праздновали восемь разных пилотов, и только двум гонщикам удалось выиграть более двух раз. До последнего этапа первенства шансы на титул сохраняли четыре спортсмена, а два лидера чемпионата в итоге завершили сезон с одинаковой суммой очков!
Шанс на победу в IndyCar есть почти у каждого гонщика. Плотная и равная борьба обеспечена за счёт использования единого шасси (все команды выступают на Dallara, оснащенных моторами и аэрообвесами от двух производителей — Chevrolet и Honda) и широкому разнообразию гоночной стратегии и тактики: в отличие от Ф1, в её заокеанском аналоге по-прежнему разрешены дозаправки, а нередкие появления на трассе машины безопасности вносят дополнительный фактор непредсказуемости.
Календарь IndyCar может похвастать разнообразием гоночных трасс — этапы проходят и на дорожных автодромах, и на городских кольцах, и, разумеется, на знаменитых американских овалах. На суперспидвеях скорость машин достигает 350 км/ч, что делает «индикар» самой быстрой «формулой» в мире.
В качестве вишенки на этом торте добавим сильный и именитый состав участников, а также богатые традиции — IndyCar является правопреемником чемпионатов, проводимых различными организациями с 1902 года (почти на полвека дольше чемпионата мира Ф1!). Нынешний сезон для главной формульной серии Америки станет уже 106-м по счёту. Таким образом, IndyCar по праву можно назвать старейшей гоночной серией на планете.
В преддверии старта чемпионата мы выделили главные его темы.
«Бесстрашный русский»
Главное для российских болельщиков — нам вновь будет за кого болеть в этом сезоне! Москвич Михаил Алёшин, выступающий при поддержке SMP Racing, проведёт свой уже третий полный сезон в IndyCar — и готов открыть счёт победам за океаном. К этой цели россиянин был дважды близок уже в прошлом году: он уверенно лидировал в Огайо, но произошедший по вине его выпускающего механика инцидент на пит-лейне отбросил Алёшина далеко назад, а на овале в Поконо Михаил впервые завоевал поул и на протяжении всей 500-мильной гонки держался в группе лидеров, финишировав в итоге вторым всего в паре секунд от победителя.
В этом году российский пилот продолжает сотрудничество с командой Schmidt Peterson Motorsports, за которую он выступает в IndyCar со своего дебюта в 2014-м. Тот факт, что Алёшин остался в хорошо знакомом ему коллективе, вместе с которым он добился заметного прогресса по ходу прошлого сезона, является для Михаила неоспоримым плюсом.
«Если мы сможем начать этот сезон на такой же высокой ноте, на которой завершили прошлый — это будет очень хорошо, — рассказал о своих задачах на этот год москвич. — Нужно стараться регулярно финишировать в первой десятке. Конечно, хотелось бы начать побеждать, это очень важно. Главное — поменьше попадать в неприятности на трассе, так как это сильно сказывается на итоговом результате».
Нельзя не отметить, что за три сезона за океаном Алёшин смог по-настоящему покорить сердца американских поклонников автоспорта, которым пришлась по душе его харизма («Мой план? Надрать всем задницу!», — подобные высказывания Михаила не раз срывали овации трибун) и по-настоящему отважный стиль пилотирования, за который он получил прозвище «Бесстрашный русский» (именно такой смысл американцы вкладывают в словосочетание Mad Russian применительно к Алёшину). За три сезона за океаном Михаил стал там своим парнем и у него есть все шансы стать в Америке звездой первой величины.
Седой Роджер против толстяка Чипа
Хотя, как отмечалось выше, в IndyCar к потенциальным претендентам на победы в гонках можно отнести большую часть пелотона, всё же у чемпионата есть главные фавориты. Основная борьба за титул в 2017-м снова ожидается между представителями мощнейших команд серии — Penske и Ganassi.
После триумфа новозеландского пилота Ganassi Скотта Диксона в 2015-м в прошлом году коллективу Роджера Пенске удалось взять красивый реванш — пилоты седовласого Капитана, как называют босса самой титулованной в американских гонках команды, заняли первые три строчки по итогам первенства.
Титул — первый для себя в IndyCar — завоевал Симон Пажено, который после неудачного предыдущего чемпионата провел сезон очень сильно и ровно, одержав пять побед. Тем не менее, до самого последнего этапа шансы опередить Пажено сохранял его австралийский напарник по команде Уилл Пауэр, но все же чемпиону 2014 года уже в четвертый раз в своей карьере пришлось довольствоваться вице-чемпионским званием. Тройку замкнул бразильский ветеран Элио Кастроневес, который хоть и не одержал за сезон ни одной победы в гонках, но за счет стабильности смог завоевать «бронзу».
Ставший лучшим из пилотов, выступавших в прошлом году не за Penske, американец Джозеф Ньюгарден в межсезонье перебрался из коллектива Ed Carpenter Racing в стан Роджера Пенске, что безусловно делает его одним из фаворитов грядущего чемпионата. Ньюгарден сменил знаменитого Хуана-Пабло Монтойю, программа выступлений которого в нынешнем сезоне IndyCar ограничится стартом только в само престижной гонке первенства — «500 миль Индианаполиса».
А вот Чип Ганасси, несмотря на относительно неудачный прошлый сезон (после выигранного годом ранее титула в 2016-м Диксон стал лишь пятым), решил не вносить изменений в пилотский состав своей команды, которая, как и Penske, также будет представлена четырьмя гонщиками. Компанию Диксону снова составят бразильский ветеран Тони Канаан по прозвищу «Большой нос», американец Чарли Кимболл и британский экс-пилот Ф1 Макс Чилтон.
Но если Роджер Пенске является давним противником командной тактики, что уже стоило титулов его пилотам в прошлом, то Чип Ганасси наверняка снова основную ставку сделает на Диксона (кстати, никакого отношения к самому северному поселку России и одноименному острову в Карском море новозеландский гонщик не имеет). Чей подход окажется в итоге выигрышным на сей раз?
Дополнительной интриги этому противостоянию придает то, что в этом году две ведущие команды IndyCar будут выступать за разные лагеря автопроизводителей. Penske остается клиентом Chevrolet, а вот Ganassi переметнулась в стан Honda, с которой последний раз сотрудничала в 2013-м.
Chevrolet против Honda
Этот сезон станет шестым в противостоянии двух представленных в IndyCar автопроизводителей. Третий год подряд Chevrolet и Honda концерна занимаются не только подготовкой моторов (V6 с турбонаддувом объемом 2,2 л), но и разработкой аэродинамических обвесов, что, учитывая использование моношасси, является главным, пожалуй, техническим фактором в заокеанской серии.
С самого начала году аэрообвесы от Chevrolet оказались эффективнее, но за прошлый год Honda сумела заметно подтянуться, и сейчас силы примерно выровнялись. Этот баланс должен сохраняться в нынешнем сезоне, поскольку сейчас доработка аэродинамических обвесов запрещена.
Кстати, этот год станет последним, когда будут использоваться разные «аэрокиты». С 2018-го в регламенте IndyCar снова будет возвращено правило единого обвеса. Причем внешне машины будут заметно отличаться от нынешних.
То, что две ведущие команды теперь находятся в разных лагерях, только обострит противостояние двух автопроизводителей в IndyCar.
Кто бросит вызов грандам
Впрочем, далеко не факт, что за титул будут бороться только пилоты Penske и Ganassi. Вмешаться в их борьбу вполне может команда прославленного в прошлом гонщика Майкла Андретти. Именно его коллектив является последней на сегодняшний день, сумевшей одолеть Ganassi и Penske: в 2012-м чемпионом стал ее гонщик Райан Хантер-Рей.
Andretti также выставит на весь сезон четыре машины с моторами и аэрообвесами Honda. За рулем трех из них продолжат выступать американские пилоты: помимо Хантер-Рея, это сенсационный победитель прошлогодней Indy 500 и лучший новичок 2016 года Алекс Росси, а также сын босса команды Марко Андретти. А вот в четвертой машине колумбийца Карлоса Муньоса сменил экс-пилот Ф1 Такума Сато — первый японец, сумевший выиграть гонку главной формульной серии Америки.
Еще одна гроза фаворитов — Грэм Рейхол, выступающий за команду своего отца, трёхкратного чемпиона IndyCar Бобби Рейхола. Два последних года американец становился лучшим пилотом лагеря Honda и в этом году, пользуясь всецелой поддержкой семейного коллектива, попробует вмешаться в спор за титул, которому он уже был близок в 2015-м.
В пятерку ведущих команд серии смело можно отнести и коллектив Михаила Алёшина — Schmidt Peterson Motorsports, также являющаяся клиентом Honda. Вместе с россиянином в его составе будет продолжит выступать канадец Джеймс Хинчклифф. И хотя в прошлом году пилотам Сэма Шмидта не удалось выиграть ни одной гонки, босс команды уже заявил, что в этом году ждет побед от обоих своих пилотов.
Нельзя также не отметить команду Эда Карпентера, выступающую в лагере Chevrolet. За нее в этом сезоне на полном расписании поедет вернувшийся в IndyCar перспективный американец Джей-Ар Хильдебранд — вряд ли он будет претендовать на титул, но в отдельных гонках способен потрепать нервы лидерам. Ну а сам «гоняющийся босс» команды по традиции будет выступать только на овалах, где всегда очень силен.
До и после Indy 500
Календарь стартующего в эти выходные сезона включает 17 гонок. Прописку в календаре сохранили все трассы, принимавшие этапы в прошлом году, к которым добавилась еще одна — овал в Сент-Луисе. В общей сложности в расписании по шесть дорожных трасс и овалов, а также четыре городских кольца, на одном из которых, в «городе моторов» Детройте, пройдут две гонки за уик-энд.
Разумеется, особняком в календаре стоит Indy 500, которая наряду с Гран При Монако и «24 часами Ле-Мана» считается самой знаменитой и престижной кольцевой гонкой на планете. «Величайший гоночный спектакль», как называют легендарную «пятисотку» американцы, в этом году пройдет уже в 101-й раз и по традиции, помимо постоянных участников чемпионата, привлечет на старт дополнительные заявки.
Гонка «500 миль Индианаполиса» по традиции станет центральным событием сезона и пройдет в последние выходные мая. Победа в ней ценится едва ли не выше, чем во всем чемпионате, ведь триумфатор Indy 500 навсегда вписывает свое имя в историю мирового автоспорта. Нет сомнений, что борьба за право выпить победное молоко на Аллее победы будет невероятно острой. Впрочем, можно быть уверенным, что и на всех остальных гонках зрителям скучать также не придется.
Где и как смотреть IndyCar в России
В России и странах СНГ пятый год подряд прямые трансляции гонок IndyCar будет вести телеканал Viasat Sport. Он доступен в пакетах кабельных операторов, но даже если у вас его нет в перечни доступных каналов, то подписку на него можно без труда оформить через Интернет (http://tv1000play.ru/subscribe) — за 299 рублей в месяц будет открыт доступ к просмотру всех каналов семейства Viasat в HD-качестве. Также Viasat Sport доступен в приложениях SmartTV, iTunes и Google Play.
Поклонники автоспорта в России и странах СНГ смогут увидеть все гонки сезона главной формульной серии Америки в полном объёме и прямом эфире, а также часовые обзоры, которые по традиции будут выходить в эфир по вторникам после этапа. Также в течение недели несколько раз будут предложены повторы.
Первая гонка сезона — уже в ближайшее воскресенье! Прямая трансляция с городской трассы в Сент-Питерсберге начнется на Viasat Sport в 19:20 по московскому времени. Разумеется, на нашем сайте вас ждет подробный рассказ о ее главных событиях.
Интересные особенности IndyCar
- зачетные очки в IndyCar получают все вышедшие на старт пилоты — даже те, кому не удается добраться до финиша. Также есть бонусные баллы: по одному очку получает обладатель поула и гонщик, который лидировал в гонке хотя бы круг, а два очка присуждаются пилоту, возглавлявшему пелотон больше остальных. По итогам Indy 500 и финальной гонки начисляются двойные очки, поэтому там победитель зарабатывает сразу 100 «пунктов».
- помимо личного чемпионата, существуют также первенство производителей и зачет новичков серии.
- старт в гонках IndyCar дается с хода.
- на машинах IndyCar нет гидроусилителя руля, поэтому пилотам за двухчасовую гонку приходится изрядно накачивать мышцы рук и натирать большие мозоли на ладонях.
- самая короткая дистанция гонки IndyCar в сезоне-2017 — 150 миль (городская трасса в Торонто), самая протяженная — 500 миль (помимо Indy 500, такая же дистанция у гонки в Поконо).
- на дорожных и городских трассах пилоты могут использовать так называемую «обгонную кнопку», которая в течение определенного времени повышает мощность мотора примерно на 60 л.с.
- в квалификациях и гонках на дорожных и городских трассах пилотам доступны два состава шин от единого поставщика резины — Firestone. Более мягкие комплекты маркируются красным ободом, поэтому эти шины иногда называют «красными».
- для этапов на овалах используются специальные аэродинамические обвесы.
- двигатели машин IndyCar работают на топливе Sunoco E85R — это смесь бензина (15%) с этанолом (85%).
Календарь серии IndyCar сезона-2017
Дата | Место | Тип трассы |
12 марта | Сент-Питерсберг | Городская |
9 апреля | Лонг-Бич | Городская |
23 апреля | Бирмингем | Дорожная |
29 апреля | Финикс | Овал |
13 мая | Индианаполис | Дорожная |
28 мая | «500 миль Индианаполиса» | Овал |
3 июня | Детройт | Городская |
4 июня | Детройт | Городская |
10 июня | Техас | Овал |
25 июня | Элкхарт-Лейк | Дорожная |
9 июля | Айова | Овал |
16 июля | Торонто | Городская |
30 июля | Мид-Огайо | Дорожная |
20 августа | Поконо | Овал |
26 августа | Сент-Луис | Овал |
3 сентября | Уоткинс-Глен | Дорожная |
17 сентября | Сонома | Дорожная |
Подготовлено в сотрудничестве с SMP Racing.