Королева автоспорта

Германия. Июль 1935 года. Трасса Нюрбургринг. Величайшая победа в истории автомобильных гонок начала XX века. Именно тогда первые репортеры Гран При услышали от Энцо Феррари его знаменитую фразу, что заставляла всю Италию ликовать от счастья и гордости: «Я никогда не слышал такого. Двести тысяч человек, только что готовые взреветь от восторга, разом замолчали. Нуволари финишировал в полной тишине. Это было потрясающе!». Событие, перевернувшее мир автоспорта с ног на голову принесло славу и почет Alfa Romeo. Компании, которая опережала конкурентов семимильными шагами. Компании, что создавала настоящих победителей и королев.

Германия. Июль 1935 года. Трасса Нюрбургринг. Величайшая победа в истории автомобильных гонок начала XX века. Именно тогда первые репортеры Гран При услышали от Энцо Феррари его знаменитую фразу, что заставляла всю Италию ликовать от счастья и гордости: «Я никогда не слышал такого. Двести тысяч человек, только что готовые взреветь от восторга, разом замолчали. Нуволари финишировал в полной тишине. Это было потрясающе!». Событие, перевернувшее мир автоспорта с ног на голову принесла славу и почет Alfa Romeo. Компании, которая опережала конкурентов семимильными шагами. Компании, что создавала настоящих победителей.

Более чем за 2500 лет Италия стала колыбелью Галилео Галилея, Джованни Боккаччо, Микеланджело Буонарроти и Леонардо да Винчи. Вскормила и вырастила Страдивари и Паганини, Федерико Феллини и Адриано Челентано. Воспитала и научила побеждать свой народ со времен Рима. В стране, где автомобили любят страстно и пылко наравне с женщинами и вкусной пищей, переплелись судьбы талантливых и амбизиоцных Энцо Феррари, Витторио Яно (Vittorio Jano) и того самого Тацио Нуволари, чье имя неотъемлемо связано с Alfa Romeo на протяжении десятилетий. На родине «великих и гениальных» тембром традиций в лейтмотиве гоночных сражений лилась безупречная песня Alfa Romeo.

Все началось с маленькой сделки. Энцо Феррари приложил все усилия и переманил в 1923 году конструктора из фирмы Fiat по имени Витторио Яно. Спустя всего два года компания Alfa Romeo покорила Чемпионат мира по автогонкам. А модель с индексом 8С стала отправной точкой в путешествии славы и почета.

И хотя один из первых гоночных болидов созданный Альфой в начале 20-х, без проблем приводился в действие двумя, установленными рядом, шестицилиндровыми двигателями, модель Monoposto Tipo A новоявленный инженер забраковал. Крутящий момент передавался через две коробки передач и два карданных вала на задние колеса, и выигрывая в мощности, машина обладала излишним весом. По мнению Витторио, столь тяжелый автомобиль не мог претендовать на победу. Взявшись за работу, в первый же квартал Яно увеличил число цилиндров двигателя до восьми, прибавил в объеме до 1987 кубических сантиметров и установил «штатный» турбо нагнетатель собственной разработки вместо того, что прежде делали под заказ. Так в 1924 году молодой конструктор создал свой первый двигатель, который стал лучшим сердцем для итальянских болидов довоенной эпохи. Все последующие моторы у Яно получались компактными и легкими. Уже через год автомобиль Альфы дебютировал на первом мировом чемпионате гоночных автомобилей Motor Racing Championship 1925 и одержал… О Мадонна!.. Первую победу.

Молниеносный успех не вскружил голову Витторио Яно. Конструктор извлек уроки предыдущего сезона, вернулся к чертежной доске и приступил к работе над усовершенствованием сердца излюбленной 8С. Его целью было ничто иное, как создать автомобиль, который смог проехать намного дальше и быстрее, чем дистанцию одной гонки. Именно благодаря пытливому уму молодого гения и кропотливой работе над ошибками в Alfa Romeo на протяжении 10 лет праздновали победу над европейскими соперниками.

Все течет и все меняется. И через 6 лет в правилах Гран При произошли колоссальные изменения. В регламенте исключили пункт о том, что в экипаже обязательно должен присутствовать механик. Так, учитывая важнейшие инновации, Alfa Romeo выпустила первый в мире одноместный гоночный болид с индексом Tipo A 1931. Главной особенностью автомобиля стало разделение восьмицилиндрового двигателя с наддувом на два блока: два двигателя с одной основой по четыре цилиндра каждый.

Витторио Яно облегчил шасси и улучшил управляемость. Да и без второго сиденья модель заметно «схуднула» и радовала элегантными обтекаемыми формами. Не успев сойти с конвейера и вдоволь насладиться трассами Сицилии автомобиль 8С Monoposto под управлением Тацио Нуволари одержал победу в Targa Florio 1931 года. С тех самых пор болиды марки Alfa Romeo и имя легендарного пилота переплелись сердцами и судьбами...

На родных землях Италии, на коварных трассах Германии и Франции под чутким руководством Энцо Феррари, под пристальным вниманием Витторио Яно, в руках быстрейшего Тацио Alfa Romeo 8С Monoposto выигрывала гонку за гонкой. Четыре года подряд в автосоревнованиях на выносливость «24 часа Ле-Мана» дуэт Tipo A и Нуволари успешно доказывали свое превосходство. И пять лет не сходили они с первых мест в таблице результатов на родной гонке Targa Florio.

Для Alfa Romeo 20-30-е годы стали революцией в технологии и дизайне. Так, Alfa Romeo Tipo B, известный еще под индексом P3, считается одной из самых красивых гоночных машин. Уникальной ее делает нетипичный внешний облик. Эксклюзивный кузов для каждой модели собирали вручную в известном дизайнерском ателье Pinifarina. Хочется отметить, еще одну деталь. Все Alfa Romeo, изготовленные до второй мировой войной оснащались рулевым колесом справа. Каждая модель из серии 8С заслуживает отдельной истории. Все они прославили теми или иными достижениями компанию, что их породила. Завоевав признание гонщиков и любовь фанатов, многие из них по праву титулованы суперкарами.

Но не было в богатом прошлом итальянской марки более успешного автомобиля, чем следующая разработка Витторио Яно в экспериментах 8С. Редчайшая в своем виде Alfa Romeo Monoposto Tipo B три года не давала покоя немецким Мерседесам и французским Delahaye. Настоящая королева автоспорта вызывала восторг соотечественников и трепет соперников со всей Европы. И чтобы создать легендарный суперкар, готовый побеждать, Витторио Яно не иначе как заручился поддержкой самого дьявола.

Поклонившись силам небесным. А итальянцы набожны в умах своих… Поклявшись собрать быстрейший в мире автомобиль. А итальянцы страстны в обещаниях своих… Витторио создавал шедевр за шедевром. Проектируя сердце будущего чемпиона, инженер перенес впускную систему на левую сторону и увеличил ход поршня с 88 до 100 мм. Объем двигателя вырос до 2655 см3. Благодаря двойному, вместо одиночного, спаренному нагнетателю типа Roots мощность двигателя достигла 200 лошадиных сил. Дифференциал находился позади трехскоростной коробки передач и распределял мощность на два карданных вала, похожих на те, что устанавливались на дорожные автомобили Alfa Romeo 8С 2300. Расположение их теперь проходило по треугольной схеме по бокам сиденья водителя, которое Яно удалось опустить, понизив центр тяжести. Это была самая легкая версия 8С среди всех. Автомобиль массой всего 680 кг, — и это с железным-то блоком цилиндров, — разгонялся до 97 км/ч за какие-то молниеносные 7 секунд. А после тщательных доработок мотор 8С выдававший на трассах рекордные по тем временам 217 км/ч.

Победный дебют Alfa Romeo Tipo B состоялся 5 июня 1932 года на Гран При в Monza. Под управлением Тацио Нуволари (Tazio Nuvolari) и Рудолфо Караччиолы (Rudolfо Caracciola) итальянская компания доминировала весь сезон, включая Гран При Франции и Германии.
Впечатляет не правда ли? Прибавьте к превосходным техническим характеристикам лидерство в гонках Mille Miglia, что завоевала Alfa Romeo с 1932 по1938 года. Семь триумфов подряд в соревнованиях на выносливость, которые проходили по дорогам общего пользования. Это ли не результат достойный королевы?!

Не за горами были и тяжелые времена для компании. Вынужденные финансовые издержки заставили Alfa Romeo пропустить целых 25 гонок в сезоне 1933 года. Но в столь кризисное время в Alfa Romeo продолжали радоваться даже единичным победам. Например, пилот Луис Чирон покорил Гран При Франции в Montlery. И пусть немецкие Silver Arrows увезли награды с четырех гонок Чемпионата Европы, в следующем сезоне королева автоспорта торжествовала уже на 18 этапах из 35.

Все это время побед, поражений и снова побед, Витторио Яно неудержимо пытался создать нечто шедевральное. Вот-вот он должен был закончить чертежи двигателя, способного раз и навсегда оставить позади эшелон заносчивых Merсedes и Auto Union. Препятствием на пути Витторио стали новые требования к кузову гоночных болидов, стартующих в автосоревнованиях 1934 года. Гений, скованный правилами, придумал в противовес регламенту снизить объем двигателя до 2.9 литра. И это в то время, когда мотор объемом 3.8л уже готов был разгонять Alfa Romeo P3 к заоблачным скоростям.

Ловкая и универсальная Alfa Romeo 8С Tipo B продолжала радовать и удивлять своих создателей и фанатов в течение всего 1935 года. Шестнадцать трофеев из тридцати девяти возможных! Яркой победой Тацио Нуволари на трассе Нюрбургринга модель P3 феерично завершила гоночную карьеру. Специально для этого этапа Гран При Витторио Яно разработал двигатель объемом 3.2 л. И судьба ему благоволила.

На родине Merсedes и Auto Union, автомобиль Alfa Romeo Tipo B стартовал и финишировал последний раз. Об истории той победы итальянцы слагают легенды и рассказывают из поколения в поколение, а немцы предпочитают молчать и поныне.

26 июля 1935 года в Гран При Германии с самого начала лидировал Тацио. Но великие победы не падают с небес лаврами почета и уважения. Нуволари суждено было испытать фортуну. Не проехав и половины дистанции пилот поймал прокол колеса и драгоценные секунды утекли как вода сквозь пальцы. Главный противник в борьбе за победу Маунфред фон Браухич незамедлительно оказался на первой строке таблицы результатов. У Тацио же оставался единственный шанс — реванш после пит-стопа.

И вот тут долго ликовать немцу не пришлось. Его Mercedes W25 неосторожно нарвался на камень. Шина разорвана. Лидерство потеряно. Изумленная толпа фанатов, уронив челюсти, наблюдала за триумфов итальянского гостя. Именно об этих минутах Энцо Феррари с гордостью рассказывал: «Я никогда не слышал такого. Двести тысяч человек, только что готовые взреветь от восторга, разом замолчали. Нуволари финишировал в полной тишине. Это было потрясающе!». Alfa Romeo P3 заслужила место в истории как сильнейший гоночный автомобиль довоенной эпохи.

А в гениальном уме Витторио Яно уже зарождался новый план будущих побед. Вся его жизнь на момент 30-х годов начала ХХ века была посвящена двигателям и автомобилям, которые способны были побороться на равных с немецкими Silver Arrow в составе Mercedes, Auto Union и новоиспеченных соперников из ВМW. Еще со времен Рима итальянцы привыкли побеждать. Ведь ничто иное не влюбляет в себя расчетливого выходца из Милана, заставив сердце встрепенуться. Ничто так не покоряет разума сицилийской мафии, приводя в восторг даже самых прожженных циников. Затаить дыхание, прервать трапезу, покинуть пламенную любовницу … Все, лишь бы услышать заветный глас. Глас мотора, присущий лишь чемпиону.

Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.