Золотые дуэли NHRA

Историю любой автоспортивной дисциплины можно условно поделить на некие вехи, если взять в качестве основного критерия противоборство между двумя самыми яркими пилотами своей эпохи.
Во все времена были аутсайдеры и середнячки, которые по большому счету являлись фоном для бескомпромиссной борьбы двух фаворитов. И плотность соперничества между ними является определяющим фактором в формировании аудитории, которая делает кассу, посещая ивенты, сметая с полок фирменную атрибутику и тратя деньги на платные телетрансляции. Популярность той же самой «Формулы-1» в последние годы ощутимо пошатнулась, потому что вся интрига чемпионата свелась к тому, кто займет второе место — Себастьян Феттель или Нико Росберг.
Мы поговорим о самых знаковых противостояниях прошлого и настоящего в NHRA, позволив себе при этом спрогнозировать ситуацию. Ну и традиционно начнем с самого быстрого класса — Top Fuel.

Top Fuel

Тогда: Дон «Big Daddy» Гарлиц VS Ширли «Cha-Cha» Малдауни


Дон Гарлиц на протяжении всей своей карьеры был на острие технического прогресса, беспрестанно фонтанируя новыми идеями, большинство из которых не просто работали, а стали общепринятым стандартом, закрепившись в рулбуках. Большой Папа обрел статус легенды задолго до своего первого чемпионского титула. Он, по сути, был лицом дрэг-рейсинга, ориентиром и идолом для всех, кому небезразличны запредельные скорости. Естественно, когда на арене появилась Ширли Малдауни, которая мало того, что играючи расправлялась с топовыми пилотами семидесятых, так еще и стала первым двукратным чемпионом в истории класса, Гарлиц идеями гендерного равноправия отнюдь не проникся. И все это происходило в те времена, когда на женщин в автоспорте смотрели в лучшем случае со снисхождением. Отношения между Доном и Ширли сложно назвать конкуренцией, это была полномасштабная война на стрипе и далеко за его пределами, которая окончилась, лишь когда непримиримые некогда соперники отошли от дел.
Сейчас: Тони Шумахер VS Дуг Калитта
Оба персонажа являются пилотами во втором поколении и начали свою карьеру в конце девяностых. Несмотря на то, что Шумахер пребывает сейчас в статусе восьмикратного чемпиона, а Калитта может похвастаться лишь тремя титулами вице-чемпиона, эти парни определенно друг друга стоят, тем более что на сегодняшний день Kalitta Motorsports — пожалуй, единственная «конюшня», действительно способная что-либо противопоставить команде Don Schumacher Racing. Ну а апогеем их конфронтации стал последний ивент 2006 года, на котором решалась судьба Большого Уолли. В тот день Тони в четвертый раз примерил корону чемпиона лишь благодаря тому, что в решающем раунде заездов на выбывание смог подтвердить новый национальный рекорд и опередил Дуга исключительно благодаря бонусным очкам за свое достижение. Если бы существовали учебники по дрэг-рейсингу, тот этот эпизод без всяких сомнений попал бы на первые страницы.
Возможно завтра: Бриттани Форс VS Лиа Притчетт

Единственные действующие пилотессы в классе, прямо скажем, не блистали результатами, да и карьера у девушек лишь только начинается. Однако после того как они встретились в финале второго этапа в Фениксе, их противостояние стало одной из самых обсуждаемых тем в американском автоспорте. Сложно сказать, насколько удачно сложится дальнейшая судьба гонщиц в текущем чемпионате, но мы, как и многие другие, делаем ставку на то, что борьба между миссис Притчетт и младшей дочерью самого титулованного пилота в истории NHRA не раз станет вишенкой на торте национального первенства.

Funny Car

Тогда: Дон «Snake» Прюдомм VS Том «Mangoose» МакИвен
Так дорого и настолько удачно как у этого тандема продать дрэг-рейсинг получилось разве что у гениального маркетолога от автоспорта Кенни Бернштайна, который больше двадцати лет подряд рассекал под флагом одного из самых популярных пивных брендов Budweiser. Прюдомм, без всяких сомнений, на голову превосходил МакИвена как пилот и механик, но именно Тому пришло в голову создать эпопею национального масштаба вокруг соперничества Змеи и Мангуста, породившего форменную истерию по всей Америке в семидесятых. У каждого третьего мальчишки были модельки их дрэгстеров, внезачетные показательные заезды гонщиков собирали аудитории, которым позавидовал бы любой этап регулярного чемпионата NHRA, футболки и плакаты с логотипами Hot Wheels разлетались как ледяная Coca-Cola в самый разгар лета, про них, в конце концов, в 2013 году сняли художественный фильм. Ну а если добавить к этому стремительно набирающую обороты бойню между неугомонным Гарлицем и хрупкой Ширли, то становится мучительно больно от осознания того, что ты родился не в то время и не в том месте.
Сейчас: Джон Форс VS Круз Педрегон

В девяностых, по большому счету, был Джон Форс и все остальные. Все остальные, у которых не было шансов. На пике своей карьеры отец трех дочерей и владелец гоночной команды имени себя доминировал настолько безапелляционно, что имена его оппонентов и количество их регалий просто меркли на фоне его подавляющего превосходства. На самом деле шестнадцать чемпионских титулов Форса сильно осложняют идентификацию достойных конкурентов, но в 1992 году именно Педрегон смог прервать беспрецедентную серию побед Джона, длившуюся с 1990 по 2002 год. Сегодня оба гонщика пребывают в статусе ветеранов, и их редкие встречи на противоположных дорожках — это всегда событие для тех, кто следит за перипетиями в NHRA не первый год.
Возможно завтра: Джон Форс VS Мэтт Хаган или Джон Форс VS Джек «Fast Jack» Бекман
Несмотря на то, что в минувшем году основные баталии гремели между пилотами Don Schumacher Racing, пока под конец национального первенства на арене не появился Дел Воршэм и не продемонстрировал всем наглядно, как должны бороться чемпионы за бутылку шампанского на подиуме, лейтмотивом последних лет является именно противостояние Дона Шумахера, отошедшего от гоночных дел, и Джона Форса, который от ивента к ивенту доказывает, что есть еще нитрометан в пороховницах. И достойных соперников у него на данный момент два: Мэтт Хаган, неоднократно подвинувший планку максимальной скорости на финише на протяжении прошлого сезона, и Джек Бекман, который несметное количество раз переписал рекорд чистого времени, но чуть-чуть не дотянул в Countdown To The Championship в 2015 году. Конечно, возможно, что опять выстрелит Дел Воршэм, но это уже совсем другой коленкор.

Pro Stock

Тогда: Боб Глидден VS Ли Шеферд

Ни в одном другом дивизионе конкурентная борьба между автопроизводителями не была настолько масштабной и принципиальной, тем более что в семидесятых и восьмидесятых победы на стрипе были если и не стопроцентным гарантом хороших продаж гражданских автомобилей, то одним из самых действенных маркетинговых инструментов уж точно. С момента основания класса и на протяжении последующих пятнадцати лет Ford и Боб Глидден в частности чувствовали себя весьма вальяжно, и единственным гонщиком, кто смог прервать победное шествие Глиддена стал Ли Шеферд на красно-белом Chevrolet Camaro. Причина крылась в том, что пятикратный на тот момент чемпион NHRA расслабился на фоне своего вопиющего преимущества, и к 1981 году легкий Ford EXP уже не мог тягаться на равных с более тяжелыми Chevy, оборудованными семилитровыми биг-блоками. И пока инженеры из «Голубого овала» бились над созданием конкурентоспособного болида, Шеферд без особых проблем завершил четыре чемпионата подряд на первой строчке личного зачета. Ну а потом в игру вернулся Глидден. Вернулся, чтобы пополнить свой послужной список еще пятью титулами и надолго застолбить за собой статус обладателя наибольшего количества побед за всю историю NHRA.
Сейчас: Эрика Эндерс-Стивенс VS Грег Андерсон
В начале нулевых Андерсон был на коне и отметился тремя чемпионскими титулами подряд. В 2006 году в класс пришла Эрика Эндерс-Стивенс, успевшая себя отлично зарекомендовать в Sportsman классах. Путь на вершину гоночного Олимпа для этой амбициозной леди сложно назвать легким, но пилотесса стабильно и уверенно росла от сезона к сезону и в итоге в 2012 стала первой женщиной, одержавшей победу в классе. Победу над четырехкратным чемпионом по фамилии Андерсон. Вот тогда об Эрике заговорили всерьез, и борьба за место под солнцем между заслуженным фаворитом и гонщицей, которая уже тогда могла похвастаться совершенно нечеловеческими рефлексами на старте, началась. На протяжении четырех лет пилоты переживали взлеты и падения, сохраняя минимальный отрыв по очкам в течение каждого чемпионата, но последние два сезона остались за Эндерс-Стивенс, а у Андерсона, несмотря на внушительный багаж опыта, как-будто просто не хватало запала дожать до конца и не сломаться под натиском пробивной спортсменки на финальной стадии национального первенства.
Возможно завтра: Грег Андерсон VS Винсент Нобил

После смены технического регламента, пожалуй, все команды за исключением KB Racing не смогли адекватно адаптироваться к новым условиям. Андерсон по прошествии двух этапов обосновался на второй строчке турнирной таблицы, в то время как действующая чемпионка дважды распрощалась с надеждами на очередной трофей в первом же раунде заездов на выбывание и «болтается» сейчас за пределами топ-10. А вот ее коллега по команде и бывший партнер Андерсона Винсент Нобил пока особо не отличился, но многим очень интересно, как он поведет себя в сложившихся условиях после того, как переметнулся в другой лагерь. И немного масла в огонь добавляет тот факт, что пока в очных встречах с Грегом Винсент лидирует со счетом 10–8.
Фото: из открытых источников
Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.