SMP RDRC. Андрей Кравченко и его TopSpeed NHRA Promod

Как строился, теперь уже знаменитый болид, и почему Андрей принял решение делать его самостоятельно.

Андрей Кравченко — известный пилот с огромным опытом, он выступает в соревнованиях по дрэг-рейсингу с 2003 года! Сегодня мы расскажем о том, как Андрей шел к своим победам и рекордным временам.

Вы 100% слышали про 1300-сильный Nissan Skyline GT-R R32 Андрея Кравченко, на котором он установил несколько рекордов Европы и стран СНГ, а лучший результат этого автомобиля был показан на знаменитом дрэг-стрипе Santa Pod в октябре 2013 года и равен 7.437 сек на дистанции 402 метра, со скоростью на финише 298 км/ч. И это время до сих пор является рекордом Европы в классе полноприводных машин и среди всех GT-Rов!


Но поскольку прогресс не стоит на месте и в чемпионате RDRC с каждым годом появляются все более сильные конкуренты в виде тысячесильных монстров, родом из Америки и Европы, Андрей решил улучшить время на четверти мили кардинально. И вот каким образом. Он купил, также из-за океана, пространственную раму, пластиковый кузов, и запчасти для двигателя. Целью была постройка, буквально с нуля, болида класса Promod.


В итоге Андрей собрал NHRA Legal Promod с возможностью быстрой переделки в PDRA (Professional Drag Racing Association) ProBoost. Отличия между этими классами минимальные: вес и ограничение наддува. В FIA Promod автомобиль по правилам также проходит. В общем, это универсальный болид!


Однако вернемся к самому процессу. После того, как пришли все необходимые компоненты, приступили к сборке. Кузов таких автомобилей — это не металл, а приближенный к выбранному образу «муляж». В данном случае пластиковый кузов был стилизован под Nissan GT-R R35 и, разумеется, установлен на пространственную раму. Так как одним из обязательных условий данного класса является наличие функционирующих дверей, то на автомобиле Андрея они конечно же присутствуют и функционируют (именно наличие открывающихся дверей отделяет этот класс от FunnyCar, где для посадки пилота пластиковый кузов просто поднимается над рамой). Передняя часть кузова болида представляет собой одну монолитную деталь, которая легко снимается, чтобы получить при необходимости полный доступ к двигателю для обслуживания во время гонки. Для достижения максимальной прижимной силы, в задней части дрэгстера находится длинное плоское антикрыло, начинающееся от заднего стекла и заканчивающееся за задним бампером.


Если заглянуть в салон, то можно отметить, что, честно говоря, он здесь просто отсутствует. Пилот практически лежит в некой решетке на своеобразном подобии карбонового ковша, прикрепленного к пространственной раме. Вся эта конструкция расположена на уровне пола. В интерьер включены руль, рычаг КПП, ручка открытия тормозных парашютов и главные приборы.


Одним из главных связующих элементов между автомобилем и трассой являются дрэговые шины низкого давления с мягким бортом. При первом виде таких колес кажется, что они буквально спущены. Отчасти это верно, ведь изначально давление в них составляет всего 0.4 атмосферы, но после старта шины как бы деформируются и подминаются, не давая при этом совершить пробуксовку, а после старта, резина «расправляется» выстреливая болид как из пращи.


В качестве задних покрышек на автомобиле Андрея установлены широченные Goodyear с параметрами 34.5x17x16. Спереди все гораздо скромнее: чтобы не отбирать заветные секунды болида излишним трением используются очень узкие шины, в данном случае Goodyear 25x4.5x15.

Так что же по технической части? На заднюю часть рамы повесили мост производства Mark Williams, карбоновые тормоза (также производства MW) и задние колеса. Передняя часть рамы обзавелась довольно простой по конструкции подвеской — для крепления двух амортизаторов фирмы Santhuffs и, соответственно, передних колес. Да и какой же дрэгстер обходится без wheelie bar? Правильно, никакой, и этот не исключение. Эта конструкция с маленькими колесиками крепится к задней части болида и помогает предотвратить сильный отрыв передних колес или опрокидывание при старте, направляя тем самым весь момент двигателя на ускорение.


Обычно в такие болиды ставят двигатели производства Hemi или 481x. После долгих изучений и консультаций с западными коллегами, Андрей приобрел 481x. Отметим, что это мотор не от серийных заводских автомобилей, а изготовленный именно для дрэгстеров, оснащенных турбинами. Блок данного двигателя имеет объем 8.6 литров и выточен из цельного куска алюминия. Внутри блока располагаются поршни Diamond и шатуны GRP. Головки блока цилиндров и распределительные валы установлены от фирмы Bullet Cams. Венчают все это дело две 88-х турбины Garrett GTX5533. Спереди пространственной рамы установлен спортивный топливный бак Jazz для метанола и механический топливный насос, который обеспечивает питание 16 форсунок (по две на цилиндр).


Стоит отметить, что сам двигатель работает без специальной охлаждающей жидкости (антифриза, тосола, воды). Здесь в качестве топлива используется метанол, который сам по себе не сильно нагревается и не греет мотор. Температура выпускных газов при использовании метанола составляет менее 700 градусов. Кстати, обслуживание такой системы тоже необычное. Метанол, попадая в масло, разжижает его, а при контакте с резиновыми поверхностями приводит к их пересыханию и разрушению. Поэтому после каждой гонки происходит замена масла, а в бак автомобиля заливают обычный бензин и дают поработать некоторое время. Таким образом происходит смазка элементов и нет необходимости разбирать всю топливную систему и смазывать WD40, как это делали сначала. Масло здесь также специально не охлаждается. Такая конструкция позволяет очень сильно сэкономить на весе автомобиля в целом, а за те считанные секунды, за которые он проходит 402 метра, двигатель просто не успевает перегреться. В качестве блока управления выбран проверенный Андреем Motec M150. Основная роль в торможении отведена двум парашютам.

По итогам сезона 2017 рекорд этого автомобиля и личный рекорд Андрея Кравченко — преодоление дистанции в четверть мили за 6,8 секунд!


Во всех ли этапах RDRC 2017 ты принял участие?

Во всех, кроме этапа в Красноярске. Там я настраивал машину Дмитрию Капустину, но сам не ездил.

Как сложился для тебя сезон? Как вел себя автомобиль, какие получались результаты?

Автомобиль показал себя хорошо. Серьезных поломок не было. Я активно тренировался ездить на нем. В Минске был отвратительный зацеп. Там я проиграл по глупости Гарику Гаракишиеву, потому как приходилось ехать со второй передачи. На второй передаче нет трансбрейка. Соответственно, я нажал на газ и машина покатилась, получился фальстарт. Я привык, что трансбрейк держит машину, а тут из-за зацепа и стартов со 2-й передачи все пошло не по плану.

В Нижнем Новгороде зацеп был, думаю, лучший из всех этапов. Именно здесь я показал свое личное лучшее время — 6,8 секунд. Но поскольку регламентом прописано ограничение по прохождению дистанции в 7 секунд, то в «боевых» заездах время меньше 7 секунд не засчитывается. Поэтому я бросал газ. Я бы постоянно выезжал из 7 секунд, если бы не бросал газ.

Ехал на 1 баре надува. В полуфинале с небольшой разницей во времени проиграл Дмитрию Капустину, рано газ бросил, а зеркал нет! :-)

В Грозном все прошло хорошо. Машина ехала стабильно, а я стабильно бросал газ на средине трассы. Дошел до финала, там должен был быть заезд с Дмитрием Саморуковым, но стало уже очень темно и на старте оказалось разлито масло. Потому было принято решение не рисковать и не ехать финальные заезды. Мы с Димой разделили 1 и 2 место на двоих.


Дорабатывался ли автомобиль между этапами и почему?

Нет, все было сделано еще до Минска. По ходу сезона вносились только мелкие корректировки и производились замены-установки всяких мелочей. Ничего глобального между этапами не делали.

На тестах в ОАЭ на трассе Yas Marina какое лучшее время удалось показать?

Пока я тестировал старт. Машина едет 1.05 сек. и 1.04 сек. первые 60 футов, что действительно очень быстро. Цель — ехать стабильно 4.0 сек. и ниже дистанцию в 1/8 мили.

Планы на сезон 2018?

Стремлюсь проехать четверть мили за +- 6.3 сек.

Pro Modified

Двигатель: 481X

Мощность: На максимальном наддуве 5–6 бар 3600 л.с. На наддуве 1 бар — 1600 л.с.

Владелец и пилот: Андрей Кравченко

Команда: Topspeed

Лучшее время: 6.8 сек.

Страна: Украина


Список доработок:

ДВИГАТЕЛЬ

  • Двигатель V8
  • Объем 8.6 л
  • Блок цилиндров алюминиевый 481x
  • Поршни Diamond
  • Шатуны GRP
  • Распределительные валы Bullet Cams
  • Титановые клапана и толкатели
  • Выпускные коллекторы кастом
  • Турбины Garrett GTX5533
  • Топливо: метанол
  • Механический топливный насос Waterman
  • Спортивный топливный бак

ЭЛЕКТРОНИКА

  • ЭБУ Motec M150

ТРАНСМИССИЯ

  • 3-ступенчатая Rossler

ТОРМОЗА

  • Задние карбоновые MW (Mark Williams)
  • Передние Strange
  • Карбоновые колодки
  • Два тормозных парашюта

ПОДВЕСКА

  • Сзади амортизаторы Penske
  • Задний мост 9.5” MW (Mark Williams)
  • Спереди амортизаторы Santhuffs
  • Wheelie bar

ИНТЕРЬЕР и ЭКСТЕРЬЕР

  • Трубчатая пространственная рама
  • Пластиковый кузов
  • Ремни безопасности RJS
  • Антикрыло
  • Диски и шины
  • Диски Weld Racing
  • Шины Goodyear 25x4.5x15 cпереди и Goodyear 34.5x17x16 сзади.


Фото: RDRC и из архива владельца