Алексей Лукьянюк: ехать «на доезд» или рискнуть?

Единственный в мире обладатель 6 (!) наград Colin McRae ERC Flat Out Trophy за самую зрелищную и отчаянную борьбу рассказал, к чему приводит «беспорядочная раллийная жизнь», и дал несколько советов новичкам.

Алексей Лукьянюк ̶̶ мастер спорта международного класса по ралли, обладатель Кубка России по ралли 2011 года в категории 2000Н, абсолютный Чемпион России 2014 года, а также первый российский абсолютный чемпион Эстонии 2014 года, бронзовый призер Чемпионата Европы по ралли 2015 и вице-чемпион Чемпионата Европы 2016 года.

ПЕРВЫЕ ШАГИ: УПРАЖНЕНИЯ СО СВАРКОЙ И БОЛГАРКОЙ

— Алексей, вы помните, как первый раз сели за руль автомобиля?

 — Я с детства зависал с дедушкой в гараже. Помню, как один раз снял машину с ручника, когда она стояла на уклоне, и она укатилась. Как только появилась возможность сесть за реальный руль, я это сделал. Сначала у папы на коленках рулил, потом самостоятельно. Я получал огромное удовольствие от управления автомобилем. Был случай, повернул за поворот — там закрытый шлагбаум и автобус навстречу. Папа метнулся молнией, перекинул ноги и затормозил.

—Насколько клубное ралли повлияло на желание ездить в более серьезных гонках?

— Первые любительские гонки мы поехали с братом. Это было ралли 3-й категории. Я сразу понял, что это какой-то «фейк» и не то, что мне интересно. Это как игры на автомобиле, а до серьезного дела не доходит. Нахватали штрафов за пропуск каких-то точек, и я понял, что не хочу так ездить. Потом поехал этапы клубного ралли — это была возможность попробовать себя в полноценном боевом режиме. Понравилось безумно! Так что дальнейший путь был определен.


—Остались какие-то особенно яркие воспоминания, связанные с первыми стартами?

—Помню первую гонку в Шуе в 2005 году на «Жигулях». Я приехал туда за неделю, и на базе команды Славы Людвова в холодном боксе упражнялся с болгаркой и сваркой — устанавливал болтовой каркас. А дальше все пошло по нарастающей. Быстро поменяли машину на «восьмерку», которую Димка Брум готовил, и выступал вместе с ним. Правда, на первой гонке вся машина развалилась, у меня был просто шок. На «пятерке» у меня никогда ничего не ломалось, а «восьмая» вся развалилась на куски, но уже к следующей гонке мы ее заново собрали и выиграли.


—Кто был вашим первым тренером?

 — Колин МакРей и Ричард Бёрнс (смеется). На самом деле меня никто никогда не тренировал. Я всегда сам искал информацию, тренировался, практиковался и учился у кого-то, но чтобы именно меня «тренировали» — не могу такого сказать.

— Есть ли пилоты, которых вы не просто глубоко уважаете, но и действительно ставите их в пример для себя?

—Все, кто едет быстрее меня. Я всех их немного люблю и немножко не люблю, но в любом случае уважаю. Самое главное здесь развитие.


ЛЕВЫЙ, ПРАВЫЙ: СОВЕТЫ НОВИЧКАМ

—Многие новички едут «по глазам», стараясь заучивать трассу, и относятся к штурману достаточно формально. Насколько быстро вам удалось поверить в то, что «по глазам» ехать медленнее, чем по стенограмме?

 —Глубокий вопрос. Новичок обычно не осознает, как он едет — «по глазам» или по стенограмме. Даже опытные люди считают, что едут по стенограмме, но на самом деле едут глазами, а стенограмма лишь подсказывает, что будет впереди. Поэтому не надо себя обманывать и думать, что либо одно, либо другое. Глазами мы едем на 80–90% всегда. Выключите свет ночью, появится туман — и всё, всё поменяется. Даже какая бы хорошая стенограмма не была, темп будет намного ниже, поэтому глаза, конечно, решают.

Мне кажется, я ехал глазами, вначале стенограмма была очень примитивная. В целом, новичкам это и нужно (один, два, три, правый и левый), чтобы примерно ориентироваться, а остальное придет со временем.


— Можете сразу дать пару дельных советов тем, кто только начинает пробовать свои силы в ралли?

 — Пробуйте свои силы! Но старайтесь делать это осознанно. Ищите информацию как управлять автомобилем, как он работает, как работают шины и подвеска. Нужно развивать себя разносторонне. Уж точно не следует только строить машину и сидеть в гараже, выезжая лишь два раза в год и боясь ее поцарапать. Надо как можно больше ездить. Сделать максимально дешевым свое выступление. Купить недорогую машину, на которой вы сможете обеспечить максимальное количество езды. И, безусловно, нужно тренироваться!

Если вы вкладываете деньги в машину, не забывайте вкладывать и в себя. Все равно определяющим на скорость фактором является пилот и экипаж, а не автомобиль. Автомобиль — это уже следующая история, а себя нужно развивать всегда и везде. Используйте симуляторы — хорошая вещь, если осознанно подходить к этому, то это даст свой эффект.


ЗНАКОМСТВО СО ШТУРМАНОМ И СТАРЕНЬКИЙ OPEL

— Расскажите о своем первом раллив 2009 году, когда впервые выступали в одном экипаже с нынешним штурманом — Алексеем Арнаутовым. Помните тот день, когда встретились?

 — Я не помню тот день, когда встретил его (смеется). Можно сказать, что нас свели. Я много тогда наведывался в Питер и перевез мой Opel. В Северо-западном регионе больше гонок, да и друзей много. Это была дружная раллийная тусовка, среди которой оказался Алексей Арнаутов. Мы познакомились и как-то потихонечку пошло дело. Лешка очень ответственный, внимательный и финансово обеспеченный человек как тогда, так и сейчас, что дало крутой буст нашим выступлениям. Opel стал чаще выезжать на трассы. Ломаться меньше он не стал, но зато чинить мы могли его чуть быстрее. А вот первое совместное ралли я толком не помню. Это были «Белые ночи» с проблемами, потому что у нас грелся мотор. Он закипел и сдох прямо перед финишной рамкой, но нам разрешили прокатить машину руками. Мы были одиннадцатыми в классе.


— Откуда взялся тот легендарный Opel, на котором вы выступалив России и который постоянно ломался на гонках, особенно двигатели?

 —А другого у нас ничего и не было. Мне повезло, «Опель» достался от Евгения Калачева (команда AL Racing), на нем раньше Нарышкин ездил. Хорошая машина английской подготовки. Это была тренировочная машина Евгения Васина, на которой, как он вроде бы сказал, они и не ездили. Это не полный «жир», как говорится, но хорошая, крепкая машина. Понятно, что возраст у нее был приличный, ресурс многих узлов и агрегатов был практически исчерпан, поэтому он хрустел и ломался. К 2011 году мы его обновили, и он смог доехать кубок России и привезти нас к победе. А с двигателями были проблемы, потому что настройщики говорили «чтобы настроить двигатель, нужно как минимум сжечь 2–3». Ну вот, 3–4 сожгли нам, а все равно потом все сгорело.


ПРО СКОРОСТЬ И «УШИ»

—Так или иначе, но гонки связаны с риском. Многие кольцевики знают точное число своих «ушей», а вы считали когда-нибудь сколько было у вас? Первые уши были на ралли в Выборге?

—Я не считал, потому что были и свои, и чужие (когда справа сидел). Переворачивались много: и я сам, и меня. Я и «Жигуль» переворачивал, когда еще и на гонки не ездил — в году 2003–2004. Это было зимой. На мой День рождения поехали тренироваться, ну и я в снежочек его мягко заложил. А вот на ралли в Выборге была достаточно серьезная авария — ударились о дерево, согнули порог, но при этом сами не пострадали.

Был период восстановления машины, и за это время были слухи, что «вот, Лукас ударился, одумается, перестанет носиться». Когда вышли на следующую гонку, было волнение, а вдруг, действительно, скорость пропадет… Но стартовали с Лехой и буквально через пару километров я сказал ему, «все нормально, ничего не боюсь». И все, после этого было всего, но, к счастью, на мою скорость это не влияет.

О РОССИЙСКОМ РАЛЛИ


— Ваш экипаж стал обладателем Кубка России по ралли 2011 года и абсолютным Чемпионом России 2014 года. Какие маршруты в ЧР казались наиболее интересными? И есть ли в настоящее время любимые этапы и трассы?

 —Все гонки достаточно сильно отличаются друг от друга, география у нас большая и широкая. Карелия — быстрая, Пено — тоже быстрая, но другая, Урал — тяжеловат для техники, не всегда нужно ехать на максимум, хотя тоже интересно. Выделить что-то одно не могу, я люблю все эти трассы. Хотя Карелия слишком прямая и чего-то там немного не хватает, ведь чем сложнее, тем интереснее.


— Чего, на ваш взгляд, не хватает российскому ралли?

—Вопрос глубокий и интересный, но я об этом особо не думаю. Это тоже самое, что думать, чего не хватает России, чтобы стать нормальной страной. Начнешь и не закончишь.

ОБ ЭСТОНИИ, MITSUBISHI EVO И НАСТОЯЩЕЙ БОРЬБЕ


— Алексей, не страшно ли было начинать выступать в Прибалтике, ведь у них много быстрых пилотов, да и в целом богатые раллийные традиции? Насколько сложно было влиться в гоночный процесс?

 —На самом деле было совсем не сложно. Мы долго наблюдали, слышали истории про эстонских быстрых ребят и про то, какие там классные дороги. Когда благодаря Вадиму Кузнецову, который помог нам с сервисом и доставкой машины, появилась возможность поехать на «Опеле», то мы тут же это сделали. Ехали туда совершенно расслабленно, потому что понимали, что до этого там «напихивали» всем, кто приезжал из России, и нам тоже напихают. Поэтому готовились к худшему, надеялись на лучшее и ехали в свое удовольствие. В итоге получалось быстро, но недолго — машина ломалась. Но дороги очень понравились, ехать было легко, и я чувствовал себя там комфортно. В том же году, в 2011, на ралли Сааремаа Владимир Кузнецов подарил нам возможность проехать на полноприводном «Эвике», и мы доехали до пятого места в «Абсолюте». И с той поры окрепли какие-то амбиции, и выросла уверенность в том, что мы что-то можем, а дальше стали потихоньку появляться возможности.


— Как проходило знакомство с Mitsubishi Evo? Быстро удалось найти общий язык с полным приводом?

 —Безусловно, переход прошел очень легко. У меня был немалый накат по льду на полноприводных автомобилях за время работы в школе Audi и BMW. Я имел возможность тренироваться, хотя понятно, что это был достаточно гражданский режим. Даже когда мы там на боевом шипе катали клиентов по озеру, то все равно это была стандартная машина и простая трасса. Тем не менее, с полным приводом у меня было полное взаимопонимание. Я сел и поехал без каких-то проблем и осложнений.


— Какая победа была самой яркой? Ралли Сааремаа?

 —На ралли Сааремаа мы победили под крылом ASRT — это было осенью 2012 года. Было, безусловно, круто! Там такая борьба была! На последнем спецучастке с Круудой, который ехал на «Супре», у нас было несколько секунд разницы, и он даже написал на задней дверце машины что-то вроде «или дави на полную или едь домой». Сам себе написал. И вот, к сожалению, он зацепил дерево и сломал подвеску. Мы этот доп выиграли в Абсолюте с преимуществом в шесть или восемь секунд вроде бы. Выложились по полной, я использовал всю ширину дороги, из бампера торчали какие-то елки... Жаль, что у меня не осталось того онборда. Я думаю, это был один из лучших моих проездов. Я выложился на 120% процентов, наверно. А потом было очень приятно выиграть ралли «Эстония» в Абсолюте, это самое запоминающееся, потому что я был третьим, вторым, третьим, вторым и долго шел к первому месту. Это было здорово.


— Иногда проигрыши запоминаются больше, чем победы. Можете вспомнить гонки, которые доставили особое удовольствие, но при этом победить не удалось? Как, например, соперничество с Отто Тяннаком?

 —С Тяннаком у нас была крутейшая гонка в Эстонии, наверно, в конце весны 2014 года — ралли Таллин. К последнему допу у нас с ним было меньше секунды разницы, я уступил чуть-чуть, но там была очень крутая борьба. Но есть и еще что вспомнить, на «Ралли Талси» с тем же Тяннаком у нас было преимущество в семь секунд, но на последнем допе слишком смело прыгнули через трамплин, и на приземлении сломался рычаг. Мы немного не попали в дорогу и потеряли ту гонку. К сожалению, к таким вещам на тот момент мы уже привыкли.

—Как вы добивались спонсорской поддержки?

—Так уж сложилось, что благодаря моим результатам все происходило само собой. С Вадимом Кузнецовым я начинал работать как тренер, и он потом из благодарности дал возможность проехать на «Митсубиси» первые гонки. Потом с ASRT был интересный момент, потому что им нужен был быстрый пилот и они взяли на себя часть расходов — повезло. А потом — спасибо огромное Боре Зимину, Вадиму Лелюху, Евгению Червоненко! Это люди, которые, будучи очень добрыми и любящими автоспорт, хотели помочь и вместе добиться каких-то результатов. В общем, все само сложилось.

О ВЫСТУПЛЕНИЯХ В ERC и WRC2 

— У вас очень насыщенные и удачные 2015–2016 сезоны, многие с замиранием сердца следили за успехами в чемпионате Европы. Легко ли вы адаптировались к ERC?

—2015 сезон был первый сезон в Европе, прикатка, привыкание. Начинали мы с Евгением Червоненко. Каждое ралли было абсолютно новое, не все получалось: были ошибки, были проблемы. Мы учились, развивались. А в 2016 году чувствовали себя уверенней, но технические проблемы и мои ошибки не позволили нам набрать достаточное количество очков, чтоб занять первое место, хотя по скорости мы были близки к этому. Но скорость не всегда определяет победителя, к сожалению.

—В чем были основные трудности? Может, приходилось переучиваться?

—Основные трудности были в отсутствии опыта, потому что не знание автомобиля и незнание его возможностей, незнание правильных настроек не позволяло сразу ехать быстро. Плюс наш бюджет не позволял проводить достаточное количество тренировок (не более 40 км мы проезжали перед каждой гонкой), где-то было чуть больше, но это скорее исключения. Успевали лишь немножко привыкнуть к машине, поэтому было непросто. Но переучиваться не приходилось. Перестраивали стенограмму, постоянно менялась градация и видимость дороги, потому что после наших прямых карельско-эстонских дорог, где ты едешь со средними скоростями 120–130 км/ч, дороги со скоростями меньше 100 км/ч совершенно другие. Они требуют других градаций и восприятия дороги. На это ушло какое-то время, и вроде бы мы справились с задачей.

—Какие гонки из Чемпионата Европы были наиболее интересные?

—В 2016 году боролись в Чехии секунда в секунду с Яном Копецки, но моя ошибка не позволила нам финишировать нормально, там реально здорово и интересно! А в Швейцарии безумно красиво! В 2015 году нам досталась победа из-за технического нокаута Крейга Брина. Они использовали большее количество шин, чем разрешено регламентом, и им дали пенализацию. Такие победы нам не нужны, но гонка сама по себе очень красивая. Альпы осенью — это круто. А вообще, каждая гонка уникальна и о любой из них есть что вспомнить и рассказать!

— В этом году вы дебютировали в WRC 2 на Ford Fiesta в Швеции. Можно ли, на данный момент, назвать это главным приключением в вашей раллийной жизни?

 — Да там не было приключений, потому что мы совершено не попали в настройки, и не было уверенности в автомобиле и его реакции. Плюс из-за неточности в работе экипажа мы на первом допе вылетели в сугроб и застряли. Настроение упало, темп упал — не пошло, я бы так сказал. Я, может, слишком хотел хорошо выступить на этом этапе и перестарался. Возможно, и в психологическом плане тоже. В итоге все пошло не так, но опыт очень интересный и полезный. Чтобы быстро ехать в Чемпионате мира, нужен опыт езды в Чемпионате мира. Хорошие результаты в Европе еще не гарантируют хороших результатов на Мире, потому что соперники там сильнее, сложнее и длиннее трассы. Это ребята топ-уровня с хорошими бюджетами и с поддержкой заводских команд. С ними бороться так просто как в Европе, конечно, невозможно. Нужно строить более серьезную программу с большим количеством тренировок, общением со специалистами и даже, наверно, с привлечением тренеров и так далее. Экскурсия в мир была немного грустная, но очень поучительная.

— В этом году все пошло не совсем так, как планировалось изначально. Как в итоге вы оцениваете прошедший сезон в ERC?

— Кроме слова «провал», ничего цензурного в голову не приходит... Но, все же, чисто своей ошибкой можно считать, пожалуй, лишь ралли в Польше, а остальное — скорее невезение и стечение обстоятельств. По крайней мере, количество технических проблем значительно ниже, чем раньше, хотя совсем без них не бывает, конечно.

— Какие планы на следующий год?

 — Благодаря нашим оптимистичным спонсорам, а именно Евгению Данкевич, Борису Зимину, компаниям RPM, Qiwi, Hortex и Coolstream, мы снова будем бороться за чемпионство в ERC. Трассы нам уже хорошо знакомы, скорость есть! Старый автомобиль, старая команда и новая надежда! Останется не поскальзываться на банановой кожуре... Так же в планах проехать официальное ознакомление с трассами большинства этапов Чемпионата мира. Так, для опыта и на всякий случай… :)


О НАГРАДАХ КОЛИНА МАКРЕЯ

— Недавно на ралли ERC Rally Rzeszow вы получили уже шестую по счету награду Colin McRae ERC Flat Out Trophy за самую зрелищную и отчаянную борьбу на трассе. На данный момент ваш экипаж единственный, кто удостоился такого количество наград McRae. Расскажете о самых ярких из них?

 — Первую мы получили в 2013 году на ERC Liepaja-Ventspils в Латвии: не доехали до финиша и не ожидали, что нас наградят таким образом, но мы на группе N шли на 3 место в абсолюте и по-настоящему боролись. Я считаю, что на тот момент для нас это была сильная гонка, выкладывались по полной, и было очень приятно впервые получить эту награду.

Дальше Janner Rally, в котором мы на первом спецучастке провалились на какое-то мохнатое место, потому что у нас снегом забило решетку радиатора, и перегрелся мотор. Мы встали, отряхнули снег и поехали дальше. В итоге добрались до второго места и выиграли последний сцепучасток. Я мочил как мог!

На ERC auto24 Rally Estonia тоже дубасили в полный рост, равно как и на Rally Asphalistiki Cyprus в 2015 году. Это была адски тяжелая для нас гонка. Машина буквально разваливалась, были определенные недостатки, недоработки со стороны команды, и у нас сдох гидроусилитель руля. В итоге весь первый день я ехал без усилителя, было крайне тяжело, конечно. Мы проехали первую секцию, я приехал в сервис-парк и думал, что вот сейчас мне все починят, мы поедем дальше, и я буду наслаждаться. Но за это время не смогли устранить неисправность… Это шок, когда понимаешь, что оставшееся время нужно ехать без гидроусилителя! Спасибо перчаткам Sparco, что руки были стерты не до крови. Подкладывали в перчатки какие-то подшлемники или еще что, чтоб смягчить немного, а на перегонах рулил Леха… Но боролись до конца и заняли 5–6 место!


— Если перед вами стоит выбор ехать «на доезд» или рискнуть и попробовать атаковать до последнего? Что победит?

 —Ох. Я думаю, со стороны виднее, как мы едем. Понятно, что это очень тонкая грань между риском и ездой «на доезд». Вот совсем «на доезд» я пытался ехать несколько раз в России, отпуская газ, где можно, чтобы сберечь машину. Но после этого такое отвратительное ощущение, что пропадает желание заниматься этим вообще. Поэтому я стараюсь просто ехать в своем темпе. Это получается быстро, но при этом я бы не сказал, что я прям рискую.

—Были ли случаи, когда хотелось завязать с ралли?

 — Нет, не приходили такие мысли в голову.

ПРО РАБОТУ, ХОББИ И АВТОМОБИЛИ


—Ну и несколько совсем банальных житейских вопросов. Как ваша семья относится к вашему увлечению ралли? Ведь для вас это больше, чем хобби?

—Это моя работа. Я зарабатываю тем, что тренирую спортсменов. Все нормально относятся, все понимают, ведь я давно в этом деле.

— Ваша основная работа связана с тренерской деятельностью?

 — Да, и мне нравится заниматься этим, потому что мне приносит это денежку и интересно видеть, как растут люди. У всех абсолютно разные проблемы и всегда приходится искать индивидуальный подход. У кого-то сильнее одни стороны, у кого-то другие. Именно этим мне нравится тренерская деятельность, ведь это не просто площадка для новичков, где ты ставишь конусы и прогоняешь всех через три упражнения. Здесь нужно искать что-то, изобретать и искать правильный подход.

— Чем вы занимаетесь в свободное время? Оно — свободное время — вообще есть?

 — Да, у меня оно есть. Я люблю кататься на велосипеде, играть на гитаре, тренироваться на симуляторах на компьютере.

—На какой машине вы ездите в обычной жизни? Есть ли автомобиль, о котором вы мечтаете?

 — В обычной жизни у нас в семье есть Chevrolet Aveo, рабочая лошадка, причем на 99% времени на нем ездит моя жена. Я езжу либо на ВАЗ-2105, либо на BMW E36. Обе старенькие, но их главное достоинство в том, что они заднеприводные. На лето, конечно, это просто средство передвижения, а зимой — тренировочный аппарат.

— Существует ли автомобиль, о котором вы мечтаете?

 — Я ни о какой машине не мечтаю, мне хватает того, что есть. В своем время я накатался на дорогих машинах, когда работал инструктором в школе Audi иBMW, и у меня как-то пропал интерес к гражданским автомобилям. Едет — и ладно.

— Не было ли желания попробовать себя в какой-нибудь другой автоспортивной дисциплине?

 — Мне ралли нравится больше всего. Чтобы начать ездить в какой-то другой дисциплине, нужно погрузиться в нее настолько же глубоко. На это нужно время. Для себя я пока не рассматриваю никаких других вариантов. Ралли для меня интереснее всего и точка.

«Что, все?! Кончились вопросы? Аллилуйя!»

Фотографии: photo.autosportmedia.ru
Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.