SMP RDRC. Оксана Яковлева. Первая Чемпионка России и ее Honda Civic

Оксана Яковлева — Чемпионка России 2016 в классе FWD (переднеприводные автомобили), первая в истории российского дрэг-рейсинга женщина Чемпион России.

В сезоне 2017 Оксана решила сделать перерыв в участии в соревнованиях и готовит новый проект. О том, как девушка пришла в автоспорт, как победила и какие у нее планы на будущее — в нашем новом материале.


Оксана признается, что ей всегда нравился автоспорт, причем разные дисциплины: ралли, кольцевые гонки, дрифт, дрэг-рейсинг. В 2007 году она принимала участие в ралли, а потом перешла в любительские кольцевые гонки (кстати, до настоящего времени обожает их). В 2013-м девушке довелось побывать зрителем на Кубке России по дрэг-рейсингу, проходившем в Омске, и поучаствовать в гонках поддержки на своем городском «Мерседесе». Тогда она познакомилась с пилотами Кубка, среди которых был красноярец Игорь Баранов. Так постепенно складывалась череда встреч, определившая дальнейшее развитие событий.


В сентябре 2013 года Оксана впервые приехала из Омска в Красноярск на своей Subaru Impreza, чтобы поучаствовать в тайм-аттак на «Красном кольце». Влюбилась в природу Красноярского края и осталась там жить. В следующем году девушка захотела попробовать себя в дрэг-рейсинге. Для этого она задумала купить готовый гоночный автомобиль, при этом понимая, что необходим не просто болид, но и команда специалистов, которая сможет сопровождать ее на соревнованиях. Она наблюдала за участниками из Красноярска, в том числе за Игорем Барановым, и пришла к выводу, что именно он — тот, кто сможет реализовать ее цели. «Я верила, что если прибавить к его знаниям и любви к автоспорту реальное финансирование, то получится создать быстрый автомобиль», — вспоминает Оксана Яковлева.


Автомобиль Игоря Баранова

Ты заказала у Игоря сборку автомобиля?

Я купила у Игоря Баранова автомобиль, на котором он стал Чемпионом России по дрэг-рейсингу 2015 года в классе FSА (FWD). Все мои знакомые спрашивали, зачем мне эта груда железа. Я отвечала, что приобрела дух победы, а железо всегда можно поставить новое.

Помню, когда позвонила Игорю и сказала, что хочу участвовать в RDRC и хочу, чтобы он стал моим единомышленником, он спросил: «Почему я?» Я ответила: «Потому что ты не бросишь в трудную минуту, я верю в тебя!» Ему понравилось мое предложение с точки зрения того, что он мог реализовать свои идеи в качестве конструктора боевого автомобиля. И он, в свою очередь, верил в меня. Сказал, что такая «сумасшедшая и хладнокровная», как я, сможет ехать.


Почему Honda Civic?

Потому что Хонды — это реально перспективные автомобили, и не только в дрэг-рейсинге. И потому что Игорь знает, на что способна Хонда. Если перефразировать один анекдот: «Если Хонда не едет, то ты просто не умеешь ее готовить». Зачем начинать все сначала, если можно воспользоваться уже накопленным опытом в сборке именно Хонды, доработать, реализовать идеи.

В январе 2016 мы накидали простой план доработок и его бюджет. Но тюнинг такое дело, что постоянно что-то хочется улучшить. Помню, как в феврале позвонил Игорь и спросил: «Ты сидишь или стоишь? Лучше присядь. Я нашел то, что ты просила. Будем покупать новую коробку передач?». Игорь спрашивал меня несколько раз, жалею ли я, что приняла такое решение. Мой ответ неизменен: не жалею! Изначально был кузов купе, на котором не один год выступал сам Игорь. Взяв болгарку, срезали все лишнее, сдали на металлолом и остался один каркас. Я попросила, чтобы не экономили, а собрали красивый и быстрый болид. Так получился мой хэтчбек.


Груда железа «выпиленная» из «Хонды» в процессе доработок.

Коллектив проводил собрания, планировали, спорили, разбирали разные ситуации. Оксана озвучила команде свою цель: стать первой в России женщиной Чемпионом в дрэг-рейсинге. Она не скрывала своих желаний и знала, что мысли материальны. Закупили запасные части, собрали запасной мотор. Поскольку намерение было проехать все этапы, ничто не должно было этому помешать. Между тем, время поджимало. Вот-вот должен был начаться сезон, а Оксана еще ни разу в жизни не управляла таким мощным автомобилем с такой коробкой передач, как ее новая Хонда.

Первые тесты провели 30 мая, и сразу же случилась поломка. Это было за месяц до дебютного этапа. Игорь почти круглосуточно искал причину, почему так произошло, и нашел. Пришлось разбирать двигатель. Оказалось, что завернуло вкладыши, которые выбрали (думали, что они дорогие и хорошие), и это потянуло за собой другие проблемы. Хорошо, что успели все исправить до первого этапа.


Как прошел твой первый этап в RDRC?

Я впервые села за руль своего болида в пятницу за один день до Чемпионата. Это равнозначно, что я пришла бы в автошколу и сразу сдала экзамен по вождению. На первом этапе я одновременно училась и участвовала в гонке, поскольку учиться заранее нет возможности из-за отсутствия трассы, покрытой специальным клеем, без которого автомобиль буксует, моментально стирает слики. Я никак не могла совладать с новой для меня секвентальной коробкой и техникой переключения передач, где нужно за 402 метра успеть правильно сделать старт и очень быстро среагировать на переключение, дойти до пятой передачи за данную дистанцию. Именно при правильном переключении возможно показать хорошее время при условии соответствующих настроек, а у меня никак не получалось!


Одной из основных ошибок являлось то, что я держала рычаг всей ладонью и резко не отпускала его, в то время как нужно пользоваться практически одними пальцами левой руки, каждый раз резко дернув рычаг и сразу отпустив его после переключения. Мой тренер поддерживал меня, но и, бывало, кричал, что ничего сложного в этом нет. Мы поставили видеокамеру внутри салона и после заездов разбирали ошибки, меняли настройки. Я сконцентрировалась, старалась работать над своим моральным настроем, откинула прочь волнение и просто выполняла свою задачу, не боясь показаться смешной. Я всегда знала, что настрой — это очень важно!

Я проехала 10,5 сек., потом последовал результат 10,3 сек. Это время было показано на щадящих настройках автомобиля, потенциал которого использовался примерно на 60% в связи с тем, что я только училась управлять им. Мы решили идти к цели поэтапно, постепенно увеличивая мощность. Задача стояла не только проехать достойно, но и сохранить мотор и коробку. 26 июня 2016 года, Красноярск, 1 этап Чемпионата России по дрэг-рейсингу 2016. Мой дебют состоялся! После гонок Europe’s Fastest FWD Drag Racing написали: «Could Oksana Yakovleva be the first female into the 9 second club? Roll on RDRC Round 2 (Сможет ли Оксана Яковлева стать первой женщиной, которая войдет в Топ-9 секундного клуба? Ждем 2-й этап)».


6–7 августа 2016 года ты и твоя команда Racing Energy приняли участие во втором этапе Чемпионата России по дрэг-рейсингу в Нижнем Новгороде. Как он сложился для вас?

В первый день состоялась квалификация и, поскольку участников было очень много из-за совмещенного мероприятия с «Битвой моторов», я смогла проехать всего одну попытку. Нижний Новгород запомнится мне навсегда из-за опасных заездов, разворота на 180 градусов и моего первого опыта по применению парашюта. В одном из заездов автомобиль второго участника занесло на финише и выкинуло на мою полосу. Я заметила летящий на меня болид в последний момент, поскольку из салона не все видно, ты сидишь намертво пристегнутая и смотришь вперед. Я развернулась перед ним на 180 градусов, чтоб не повредить свой авто. Мы разъехались буквально в нескольких сантиметрах, иначе неизвестно, что могло случиться. За эти доли секунды я даже понимала, что нельзя резко поворачивать руль, что угол разворота большой и можно повредить ходовую часть. У меня не было страха, я как будто ездила за рулем дрэгового болида всю жизнь, и моя «злая милашка» Хонда отвечала мне взаимностью.

На этапе я буквально рвалась в бой, хотела ехать быстрее и быстрее, а команда сдерживала меня, поскольку стояла жара, что не особо хорошо для мотора, машина грелась, и это могло привести к негативным последствиям. Все переживали, вдруг я сделаю ошибку, а даже малейшая может стоить очень дорого. Но мы сделали это! Результат финального заезда в Нижнем Новгороде 9,736 сек. и 1-е место во 2-м этапе Чемпионата России. Я попала в Europe’s Fastest FWD Drag Racing, женщина среди сотни мужчин.


Почему ты попробовала пользоваться парашютом только на 2-м этапе?

На первом этапе мне и без парашюта предстояло много чего освоить. В Нижнем Новгороде, когда у меня получались быстрые заезды, необходимость использования парашюта была однозначна, и я стала учиться им пользоваться. Мне объяснили, что сначала надо дернуть рычаг и только потом нажимать на тормоз. «Не перепутай! Бабе — цветы, детям — мороженое, как в фильме „Брильянтовая рука“. И я поехала. Один раз перепутала порядок, и меня закрутило на финише, а второй раз не до конца дернула рычаг парашюта и он не раскрылся. Но все обошлось благополучно. Главное, не паниковать, а быстро реагировать. Пострадали только задние шины, которые стерлись быстрее положенного.


Было страшно? Вообще эти заезды в несколько секунд — это страшно или нет? Как совладать с эмоциями?

Несмотря на то, что я человек эмоциональный, скажу честно, что страшно не было. У меня были мысли о том, что я должна идти к цели. Я прекрасно понимаю, что автоспорт входит в число опасных видов спорта. Однако мы не реализовали весь потенциал автомобиля, потому что Хонда была на стандартных приводах, а я училась ездить и старалась не сломать автомобиль. Все удивлялись, почему я не грею резину на старте, но мы понимали, что надо проехать 4 этапа и не сломаться на стандартных приводах. В связи с этим старт мы регулировали настройками, иногда в нужный момент помогала закись азота. Из-за стандартных приводов мы не могли поставить шины большего размера, иначе привод не выдержал бы нагрузки. Учиться греть резину я буду в следующих сезонах.


Как продолжился для тебя сезон 2016?

Мы стабильно проехали все этапы Чемпионата, улучшая достижения. Все наши труды были вознаграждены призовыми местами в каждом из этапов. Для меня это был мой первый сезон в высшей лиге, в котором я смогла показать достойный итог. 13–14 августа в Нижнем Новгороде состоялся 3-й этап RDRC 2016. Цель моей команды была — победа в Чемпионате России, и мы приближались к цели. Стабильность, технические характеристики автомобиля, правильная стратегия, профессиональные качества команды — это путь к победе! Результат 9,543 сек. и 1 место на 3-м этапе.

На последнем раунде в Грозном мы добавили мощности, поскольку я хотела проехать низкие 9 секунд или выехать из 9, если повезет. Это был самый сложный для нас этап. На пути в Грозный мы попали в аварию на трассе. Водитель другого автомобиля не справился с управлением и несколько раз ударил в бок нашего автобуса, буксирующего прицеп. Нас вместе с прицепом выкинуло в кювет, автобус оказался сильно поврежден. Благодаря стенке на прицепе, которая закрывала переднюю часть Хонды, удалось сохранить болид. На самой гонке случилось три стандартных поломки, мы их сразу устранили. На протяжении всех 4-х этапов мы ничего не меняли в автомобиле, кроме настроек. Ничего ремонтировали, кроме последнего этапа в Грозном. Ремонт вызван тем, что трасса была хорошо проклеена и шины просто прилипли, соответственно, возросла нагрузка, в том числе на ходовую часть. Сломались гранаты, которые были стандартными и прослужили, кстати, 2015 и 2016 год.


В последний день мне не удалось занять первое место на этапе, чему я сильно не расстроилась, поскольку итог Чемпионата был решен до начала финальных заездов. Моего задела на предыдущих раундах хватало для победы в Чемпионате. Однако я расстроилась, что не удалось проехать 9 секунд по причине нехватки сцепления с трассой из-за узких колес, которые буксовали на 1,2,3 передачах. Результат 9,8 сек. получился дважды, а выехать из этого времени мы не смогли. Уже после заездов, когда мы не могли понять, почему автомобиль едет 9,8 сек. и никак не выдает результат лучше, проанализировав настройки и видеозаписи из салона, мы поняли, что оторвало вейст-гейт. Соединение лопнуло, возможно, этому стал причиной, в том числе, удар при аварии, ведь, в Нижнем Новгороде я постоянно улучшалась, а трасса в Грозном позволяла показать низкие секунды.


Расскажи про спек-лист своей Хонды.

Двигатель — 4-цилиндровый Н22. Он сам по себе оборотистый и показал себя положительно. Накопив опыт на своем участии в гонках и прежних ошибках, Игорь понимал, что нужно для его полноценной отдачи. У этого мотора есть свои особенности, поэтому только опытным путем стало понятно, что нужно доработать. Те, кто едут на пределе оборотов, больше рискуют. У нас есть запас, и мне это нравится. Меня спрашивали, почему мы не хотим поставить другой мотор. Но что-то другое — это новый долгий путь, основанный на ошибках, неудачах, экспериментах, огромных вложениях средств. Мы еще не реализовали то, что есть у нас.

На машине стояла спортивная подвеска. Дополнительно были установлены рычаги, сделанные под мой автомобиль нашим другом из Красноярска. На стенде Хонду не настраивали, попросту не успели к сезону. Еще из кастома, Игорь сам изготовил переходную плиту к коробке передач, поскольку, когда пришла коробка, с ней в комплекте не пришла заказанная плита, а времени на ожидание не оставалось.


Цель достигнута. Что теперь?

Мой дебют в RDRC состоялся! Итоги: 1 этап — 2 место, 2 этап — 1 место, 3 этап — 1 место, 4 этап — 3 место. Цели, поставленные в начале сезона 2016, достигнуты и вознаграждены титулом первой женщины Чемпиона России в истории российского дрэг-рейсинга (в классе FWD автомобили с приводом на переднюю ось). Я единственная девушка в рейтинге быстрых переднеприводных автомобилей Европы.

Вы думаете, я не хочу участвовать в соревнованиях в этом году? Конечно, хочу! Мне очень не хватает гонок. Но на данный момент я поставила перед собой другую цель. Я решила собрать новый проект на будущие сезоны, в чем меня полностью поддержала команда. Мной приобретен переднеприводный автомобиль японской марки, частично уже заказаны запасные части: мощные привода Driveshaft, пневмо шифтер Geartronics, новый электронный блок управления. Пока больше мне рассказать нечего, да и есть такая фраза: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах». Время покажет.


Что тебя привлекает в дрэг-рейсинге?

От дрэг-рейсинга я получаю адреналин, эмоции, драйв и силы. Ощущения, когда ты управляешь таким автомобилем, и он отвечает тебе взаимностью, — не передать словами. От прошлого сезона я получила только положительные эмоции, я стала понимать многие ранее непонятные мне вещи, у меня появились новые друзья. Вообще, сама атмосфера гонок в любой дисциплине, круг людей — любителей автоспорта — это непередаваемые эмоции.

Как считаешь, в чем залог успеха в дрэг-рейсинге и в автоспорте в целом?

На мой взгляд — это команда, грамотные технические решения по автомобилю и характер пилота. Меня многие спрашивают, кто меня спонсирует. Меня никогда никто не спонсировал, я очень много работаю и все делаю сама. Мне бы очень хотелось, чтобы были помощники или реальные партнеры, тогда я бы смогла больше внимания уделять другим вещам.


Список доработок:

Расчетная мощность 1100 л.с.
Объем двигателя 2,2 л.
Двигатель H22 VTEC
Гильзы Darton
Турбина Garrett GTX 4202R
Форсунки Fuel Injector Clinic производительностью 1800 сс
Шатуны 1000 + л.с. Manley
ЭБУ Hondata, настройка программного обеспечения Павел Скрыльников (Красноярск)
Топливо Q16 
Система закиси азота
Система связи с механиком Stilo
Коробка передач секвентальная 5-ступенчатая Quaife
Тормозной парашют
Диски дрэговые кованные WELD
Шины Mickey Thompson

Фото: Dragtimes и из архива Оксаны Яковлевой