Жажда скорости: сэр Малкольм Кэмпбелл

Многократный рекордсмен гонок на суше и на воде Малкольм Кэмпбелл, бороздивший берега пляжей и сухие русла рек на легендарных автомобилях «Синяя птица».

К концу 1932 года многочисленным поклонникам гонщика казалось, что Кэмпбелл уже достиг всех возможных целей. К тому моменту в его копилке была серия побед в престижных гран-при, шесть рекордов скорости на суше и титул рыцаря, которым его наградил король Георг V. Публика боготворила его. Он жил светской жизнью, путешествовал на роскошных лайнерах, был знаком с влиятельными персонами — и был владельцем Rolls-Royce. Ему нечего было доказывать окружающим. Малкольм Кэмпбелл был самым быстрым автомобильным гонщиком в мире. Но постоянная жажда скорости побудила его продолжить игру, и Rolls-Royce сыграла решающую роль во взятии главного рубежа — 300 м/ч.

Рождённый в 1885 году британский гонщик начал свою спортивную карьеру с мото- и велогонок, а после увлекся автомобильными гонками на треке Brooklands. В годы Первой мировой войны он служил связным-мотоциклистом, а позже — пилотом Королевских военно-воздушных сил.


Тем не менее, Кэмпбелл стал звездой автоспорта не сразу. Он понимал, что нужно было брать судьбу в свои руки. Легенда гласит, что в 1912 он увидел спектакль по пьесе бельгийского писателя Мориса Метерлинка «Синяя птица», название которой отсылает к загадочным и неуловимым синим птицам счастья. Тогда Малкольм решил, что все его автомобили должны носить название «Синяя птица», которое и принесет ему удачу. Среди ночи Кэмпбелл разбудил владельца магазина, потребовав краску, кисти и скипидар, чтобы перекрасить свой Darracq в бледно голубой цвет, и уже на следующий день автомобиль был готов к гонке на треке Brooklands. Так Flapper III, как он прозвал болид марки Darracq, стал первой из многочисленных «Синих птиц», которые покоряли гоночные треки. Большая игра началась, и уже к 1920-м годам британский гонщик имел немалый успех на трассах Европы.

«Синие птицы», которые принесли Малкольму Кэмпбеллу популярность, дали старт серии побед на суше. Первая «Синяя птица», оснащенная авиационным двигателем Sunbeam мощностью 350 л.с., дважды побила рекорд на пляже Pendine Sands в Уэльсе, преодолев отметки 146,16 миль/ч (235 км/ч) в 1924 г. и 150,76 миль/ч (243 км/ч) в 1925 г. В 1927 году сэр Малкольм поднял рекорд до 174,88 миль/ч (281 км/ч), выступая на трассе пустыни Пендин за рулем «Синей птицы» Napier-Campbell Blue Bird. В 1932 году Малкольм блестяще завершил гонку на Дейтон-Бич, штат Флорида, на болиде с улучшенным двигателем с наддувом марки Napier, где задал новую планку скорости — 253,97 миль/ч (409 км/ч).


Но Кэмпбелл не собирался останавливаться. Он знал, что «Синяя птица» способна на большее. Тогда он обратился к инженеру-дизайнеру Райду Рейлтону, который работал над «Синей птицей», снабженной двигателем с нагнетателем. Он разработал новый болид с еще более обтекаемым кузовом, а главным усовершенствованием стал авиационный двигатель Rolls-Royce R объемом 36,5 л, развивавший ошеломительные 2 300 л.с. Кэмпбелл побил собственный рекорд в 1933 году, подняв планку до 272 миль/ч (438 км/ч). Заголовок к выпуску Pathé News гласил: «Триумф Сэра Малкольма Кэмпбелла, установившего новый мировой рекорд скорости — 272,108 миль в час (437,92 км/ч) — уводит Великобританию от соперников далеко вперед и на долгие годы». Что ж, возможно.

Но Кэмпбелл не сомневался, что обновленная Синяя птица сможет «летать» со скоростью 300 миль/ч (483 км/ч). Продолжая отношения с Rolls-Royce, он обменял свой Phantom и купил абсолютно новый Phantom II Continental. Автомобиль с регистрационным номером AGO 1 был доставлен владельцу в марте 1933 года.


Версия с укороченной колесной базой Continental была показана в 1930 и представляла собой более спортивную вариацию Phantom II, дебютировавшего годом ранее. Благодаря улучшенной подвеске и балансу Phantom развивал 95 миль/ч (153 км/ч) — весьма скромную скорость по стандартам Кэмпбелла, но без сомнения ошеломительную для автомобиля весом почти две с половиной тонны. Хотя кузов автомобиля был выполнен ателье Barker в стандартной конфигурации, Кэмпбелл заказал некоторые персонализированные элементы. Среди них — огнетушитель, выхлопная труба на девять дюймов (24 см) длиннее стандартной конфигурации (возможно, чтобы приблизиться к реву «Синей птицы»), звуковой сигнал Bosch и сирена. Король скорости явно хотел был замеченным. Даже на дорогах общего пользования Кэмпбелл не отказывал себе в быстрой езде.

Что же касается цвета — им безоговорочно стал пепельно-голубой, который контрастировал с темно-синей кожей салона и черной крышей. Перламутровое сияние, вероятно, достигалось за счет добавления рыбных чешуек в краску. По всей видимости, Кэмпбелл остался доволен — он собственноручно разработал рекламную брошюру для Phantom II, которая гласила: «Лучший Rolls-Royce из когда-либо выпущенных».

Но наслаждаясь поездками на Phantom II, Кэмпбелл не забыл свою страсть к сверхбыстрым суперкарам. В марте 1935 года он вернулся на трек на Дейтон-Бич, где поднял рекорд скорости на своей «Синей птице» до 276,186 миль/ч (444 км/ч). Казалось бы, заветный рекорд в 300 миль/ч (483 км/ч) был так близок. Но гонщик осознавал, что он исчерпал все возможности мягкой песчаной трассы Дейтона.


Вскоре Рейлтон представил абсолютной новый дизайн болида. «Синяя птица» получила футуристический кузов, собранный по проекту Герни Наттинга. И уже в сентябре 1935 г. Кэмпбелл вместе с командой отправился на высохшее соленое озеро Бонневиль в американском штате Юта, чтобы покорить рубеж в 300 миль/ч (483 км/ч). Во время заезда по высохшему дну озера автомобиль покрылся значительным слоем соли. Однако большинство свидетелей заезда были уверены, что это не сказалось на конечном результате. Это был невероятный заезд, но поставил ли гонщик желанный рекорд?

Судьи объявили, что нет — не хватило совсем чуть-чуть. Разочарованный Кэмпбелл дал краткое интервью Movietone News, в котором заявил о своей досаде и твердой решимости продолжать борьбу. Вскоре упорство гонщика было вознаграждено: повторная проверка показала, что расчеты были ошибочными. Был установлен новый рекорд — 301.29 миль/ч (484 км/ч). Он сделал это.

На этом Малкольм Кэмпбелл завершил свою историю автомобильных рекордов и открыл следующую главу. Он оснастил серию катеров, унаследовавших имя «Синяя птица», тем же победоносным двигателем Rolls-Royce и побил рекорды скорости на воде в 1937 г. (дважды), 1938 г. и 1939 г. В 2014 г. марка Rolls-Royce отметила эти впечатляющие достижения, представив лимитированную коллекцию Phantom Drophead Waterspeed Collection. Она состояла из 35 исключительных автомобилей глубокого синего оттенка Maggiore Blue, отделанных деревом абаш и украшенных гравировкой с изображением синей птицы счастья.

Сэр Малкольм Кэмпбелл умер естественной смертью в 1948 году, что большая редкость для столь экстремальной профессии. Его сын Дональд унаследовал жажду скорости. Неудивительно, что он продолжил дело отца, представив миру культовую серию «Синих птиц», благодаря которым он в дальнейшем обошел всех конкурентов. К несчастью, судьба все же настигла наследника знаменитого гонщика — в 1967 жизнь Дональда Кэмпбелла оборвалась в результате смертельной аварии на треке на озере Конистон.


Сегодня имя Кэмпбелл стало нарицательным. Сэр Малкольм и его сын Дональд оставили в истории мощный след, установив 10 мировых рекордов скорости на суше и 11 рекордов на воде. С большой долей вероятности мы не увидим ничего подобного снова. Этим летом у вас есть шанс прикоснуться к этой истории. С 29 июля по 2 августа 2017 года Rolls-Royce представит уникальную выставку «The Great Eight Phantoms» («Восемь великих Phantom»), одним из которых станет автомобиль Phantom II Continental самого Сэра Малкольма Кэмпбелла. Мероприятие пройдет во флагманской галерее Bonhams на Нью Бонд-стрит в Лондоне.

Formula 1,

Сочи Автодром примет в сентябре этап Формулы 2

Руководство АНО «Росгонки» сообщило, что соревнования Формулы 2 состоятся 24–27 сентября, в рамках уикенда Гран-при России Формулы 1.
Formula 1,

Сергей Сироткин — резервный пилот команды Renault в Формуле 1

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин вернется к роли резервного гонщика команды Формулы 1 Renault DP World в сезоне 2020 года.
Новости автоспорта,

Формула Е: шесть гонок за девять дней

Формула Е завершит сезон в ударном темпе: шесть последних этапов пройдут в течение девяти дней на одной и той же трассе в Берлине.
Formula 1,

Два новых этапа в календаре Формулы 1: Италия и Россия

Организаторы чемпионата Формула 1 объявили даты и места проведения еще двух этапов в календаре 2020 года.
РСКГ,

Новый сезон СМП РСКГ начнется в июле

Новый сезон чемпионата, Кубка и Первенства страны, объединенных промоутером SMP Racing в Российскую серию кольцевых гонок, стартует на автодроме под Дорогобужем 11–12 июля.
Formula 1,

Renault готовится к сезону Формулы 1 в Австрии

Французская команда Renault 16–17 июня проводит частные тесты на австрийском автодроме «Ред Булл Ринг» накануне старта сезона Формулы 1.
Новости автоспорта,

Сергей Сироткин проведет сезон в GT World Challenge Europe Endurance Cup

Пилот программы SMP Racing Сергей Сироткин в сезоне 2020 года примет участие в гонках на выносливость GT World Challenge Europe Endurance Cup.
Новости автоспорта,

Гонка «24 часа Спа» будет идти 25 часов

Организаторы ежегодной гонки «24 часа Спа», которая проходит в Бельгии, сообщили о неожиданном увеличении длительности известного марафона.
Formula 1,

Mercedes тестируется перед сезоном Формулы 1

Автоспорт постепенно начинает возвращаться к своей обычной жизни.